ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  8 апреля 2009 года  /  Public Relations  /  Мария Панкратова

PR - оружие массового… просвещения

PR, паблик рилейшнз, связи с общественностью – все это названия одной единственной профессии, чье основное предназначение вызывало и продолжает вызывать среди российских специалистов множество споров.


PR в России совсем недавно перешел из состояния зародыша в динамично развивающуюся область деятельности. Его появлению мы обязаны установлению капитализма в нашей стране, и как любое начинание в трудное, переходное время эта профессия не могла не столкнуться с целым рядом проблем, которые можно сформулировать так:

  1. большинство россиян либо не понимают, что такое PR, либо путают со смежными специальностями;
  2. PR прочно вошел в сознание наших соотечественников как обман, «поливание грязью» конкурентов, создание ложно-позитивного имиджа заинтересованных в этом лиц.

Как это ни парадоксально, но репутации российского паблик рилейшнз, который сам призван создавать репутацию, не позавидуешь. И это не сложно понять, так как, во-первых, специалисты этой профессии не создают материальных продуктов. Имидж – это то, что нельзя потрогать, понюхать или попробовать на вкус. Продукт, создаваемый PR, - это нечто абстрактное, что и вызывает порой недоверие со стороны старшего поколения, с опаской принимающего все новое.

Во-вторых, веской причиной неприязни к профессии является ее неблаговидное становление, которому она обязана переменчивой и нестабильной эпохе развития капитализма в нашей стране. В то время связи с общественностью использовались исключительно для проведения политических кампаний. «Поливание грязью» конкурентов по предвыборной гонке, клевета, информационные войны – вот основные средства, входившие в арсенал тогдашних пиарщиков. Однако тот неэтичный, так называемый «черный» PR, был лишь продуктом своего времени, хотя и сейчас мы нередко сталкиваемся с его проявлениями. С тем же успехом мы можем найти упоминания о недобросовестной работе судей, адвокатов, работников правоохранительных органов и журналистов, пишущих материалы «под заказ». Вести или не вести свою деятельность в соответствии с нормами морали – это выбор каждого отдельного индивидуума, но ни в коем случае не является составляющей профессии.

Еще одно препятствие к пониманию функций PR – это то, что его часто сравнивают и путают с рекламой. Но реклама, как писал в свое время гуру маркетинга Филипп Котлер, - это оплаченное пространство в СМИ с четким указанием заказчика. Воздействие рекламы направлено на потребителя с целью приобретения им товара или услуги. PR же гораздо шире и охватывает коммуникации с разными представителями общественности – журналистами, инвесторами, спонсорами, структурами власти и др., а не только с потребителями. В условиях нынешних глобальных проблем и развивающейся демократии общество требует от компаний, государства и отдельных личностей социально-ответственной деятельности и открытости. Информация – это уже не просто совокупность данных, а самый настоящий товар, удовлетворяющий потребность общества в знании. Это знание и должны предоставлять специалисты по связям с общественностью посредством постоянного информирования потребителя не только о своем продукте или услуге, как в случае с рекламой, а о деятельности компании в целом, ее социальной ответственности, правдивости и открытости перед обществом. Благотворительность, содействие социальным программам помогают не только тем, на кого направлена эта деятельность, но и значительно поднимают осведомленность людей о проблемах общества и способах их решения. Помимо этого паблик рилейшнз помогает потребителю глубже понять предназначение товара, ознакомить с теми свойствами, которые могут максимально удовлетворить его потребности. В этом и состоит основная функция PR - в просвещении.

Напоследок хотелось бы развеять один миф. Главной целью связей с общественностью не является создание положительной репутации. Хорошая репутация является лишь итогом правильно организованной деятельности, основанной на принципах информированности, открытости и нравственной чистоплотности PR-специалиста.

Однако стоит признать, что на данном этапе развития российский PR еще очень далек от совершенства. Но это является не проблемой самой профессии, а общества в целом. Паблик рилейшнз в России - это поле, которое еще долго придется вспахивать, чтобы получить долгожданные плоды признания. Поэтому нынешнему поколению предстоит поднять свою профессию до уровня социально-значимой, показать обществу посредством морально-этичной деятельности, что PR-специалист – это не мастер «болтологии», а настоящий профессионал, и его вклад в общественное развитие и благополучие нельзя недооценивать.

 · 5 · 1 · 0
 Мария Панкратова 4
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.