ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  25 мая 2006 года  /  Спорт  /  Пистрый Валерий (waitaway.ru)

Методичка по виндсерфингу

Короткая методичка, надеюсь, поможет в освоении азов хождения на виндсерфинге.


Виндсерфинг для России – молодой вид спорта. Ему от силы 20 лет, но за это время он успел бурно развиться и распространиться по всему миру, покоряя сердца своей красотой, романтикой и чистотой.

За прошедшие годы парусная доска претерпела значительные изменения. Начав свой путь от громоздкой и тихоходной "микро–яхты" с тряпичным парусом и вобрав в себя последние достижения аэродинамики, гидродинамики и технологии, стала в настоящий момент маленьким, маневренным и стремительным снарядом. Неизменным остались ни с чем не сравнимый дух парусного корабля, живущий в этой скорлупке, и мужество людей, оседлавших ее для единоборства со стихией.

Для занятия виндсерфингом не являются помехой ни ваш пол, ни возраст, ни физическая сила. Это испытание для вашего ума и духа. Если вы любите море, скорость, если при виде паруса у вас начинает учащенно биться сердце, и вы не разучились восхищаться красотой окружающего мира, не сомневайтесь – это то, что вы ищите.

Ходить на виндсерфере не сложнее, чем кататься на велосипеде, просто это по–другому. Единственное, что вам необходимо, это горячее и искреннее желание научиться ходить на виндсерфере. Все будет зависеть от вашего желания и способности осознать и почувствовать новые для вас, до сих пор не изведанные свойства окружающего мира.

Значительно легче научиться кататься на виндсерфере, имея теоретический материал по его устройству и основным понятиям парусного дела. Внешний вид и основные элементы парусной доски показаны на рис. 1

Внешний вид и основные элементы парусной доски

Мачту с гиком–уишбоном устанавливают на палубу при помощи универсального шарнира, который позволяет мачте с парусом вращаться во всех направлениях и отклоняться от вертикали более чем на 90°. В средней части корпуса установлен шверт. Для стабилизации движения по курсу в корме устанавливают небольшой неподвижный плавник.

В этом виде парусного спорта, как и в любом другом, существует своя терминология. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми понятиями. Обратимся к рис. 2

Основные понятия в винд–серфинге

В зависимости от направления движения доски относительно ветра, различают основные курсы: бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. Курсом судна относительно ветра называется угол между направлением ветра и направлением движения доски, отсчитываемый от носа, В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным. С изменением курса, если при этом угол ветра увеличивается, говорят, что доска "уваливается" (идет полнее), если уменьшается – доска "приводится" (идет круче к ветру).

Бейдевинд – острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от около 0 до 90 градусов . Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

К полным курсам относятся: галфвинд (полветра) – ветер дует под углом от 90 до 100 .

Бакштаг – ветер дует под углом от 100 до 150 градусов (крутой Бакштаг) и от 150 до 170 градусов (полный бакштаг). Фордевинд – ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170 другого борта.

Левентик — это положение доски относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Парус в левентике полощет и не работает, и доска, долго находящаяся в таком положении, постепенно набирает задний ход.

Галс – положение доски относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Доска идет правым галсом, если ветер дует в правый борт. и левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Для того, чтобы понять откуда берутся силы, двигающие виндсерфер на воде и заставляющие его изменять свой курс, обратимся к рис. 3, 4, 5. На рис. 3 изображено движение доски попутным ветром (курсом фордевинд).

Движение доски попутным ветром (курсом фордевинд)
Движение доски встречным ветром (курсом бейдевинд)

В этом случае сила давления на парус возникает в результате одновременного давления на наветренной стороне паруса и разрежения на подветренной стороне. Она–то и тянет его вместе с доской в направлении движения. Когда же доска идёт со встречным ветром (курсом бейдевинд) см. рис. 4, тогда сила Р очевидно не будет совпадать с направлением движения доски. Экспериментально выяснено, что она направлена примерно перпендикулярно к плоскости паруса. Эта сила будет вызывать не только движение доски вперед, но и значительный снос ее в сторону ветра, или как говорят, дрейф под ветер. Можно разложить силу R по правилу параллелограмма на две силы, направленные соответственно по направлению движения доски и перпендикулярно к нему. Полученная в результате разложения сила Т будет тянуть доску в своем направлении. Эту силу называют силой тяги. Сила Д вызывает снос (дрейф) доски в сторону ветра и называется силой дрейфа. Как мы видим из рис. 4 сила Д графически имеет большее значение, чем сила Т. тем не менее на практике доска движется в направлении силы Т, а не дрейфует в направлении силы Д. Это объясняют наличием большого бокового сопротивления, создаваемого швертом и особенностями формы корпуса. Теоретически существует центр бокового сопротивления (ЦБС) и центр паруса (ЦП) (см. рис. 5).

Центр Бокового Сопротивления и Центр Паруса

При наклоне мачты к носу доски и соответственно смещении центра паруса к носу доски, доска будет уваливаться, при смещении центра паруса к корме доска будет соответственно приводиться по отношению к ветру. Это объясняется появлением вращающего момента, который разворачивает виндсерфер в ту или иную сторону. Таким образом, наклонами мачты к корме и носу можно изменять направления движения виндсерфера в довольно больших пределах.

Если парусная доска движется курсом галфвинд (перпендикулярно ветру), то маневрирование можно осуществлять наклонами мачты на ветер и под ветер (см. рис. 6).

Движение доски перпендикулярно ветру (курсом галфвинд)
Маневры уваливания и приведения

Свои особенности при маневрировании, когда ветер дует с кормы. На рис. 7 видно, что маневры уваливания и приведения носят несколько условный характер, однако, на практике вы легко научитесь различать их.

Перед тем как приступить к практическим занятиям необходимо иметь представление о правилах расхождения парусников. Главное правило всех парусников: следующий правым галсом (когда ветер дует в правый борт) виндсерфер имеет право дороги. Это значит, что такому судну должны уступить дорогу все парусники, следующие левым галсом, в случае, если на пересекающихся курсах встречаются два виндсерфера, следующие одним галсом, наветренный (тот который выше по ветру) уступает дорогу подветренному.

Парусники имеют право дороги перед моторизованными судами, однако, не следует злоупотреблять этим правом, исходя из соображений собственной безопасности, виндсерферам кроме того категорически запрещается выходить на судовой ход транспортного флота и пассажирских судов.

Получив основные теоретические знания можно приступить к практическим занятиям.

Проговорим, но более простым языком все то что прочитали вместе с практикой.
Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую ты будешь держать парус прикреплена к мачте и называется – гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка – старт шкот, за нее ты будешь на первых порах поднимать парус из воды. Место, которым мачта крепится к доске называется – шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске – степс (steps).

Должен научиться:

  1. определять откуда ветер дует;
  2. забираться на доску;
  3. правильно стоять на доске;
  4. проворачивать доску до подъема паруса – в так называемое базовое положение;
  5. поднимать парус из воды;
  6. правильно стоять на доске с поднятым, но еще не наполненным парусом;
  7. вращать доску на месте при поднятом парусе.

Откуда ветер дует?
Выйдя на берег, определи, откуда дует ветер.

Как забраться?

  • Забирайся на доску всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус.
  • Стоим на доске.
  • Забравшись на доску, займи устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса.
  • Ноги на ширине плеч, степс точно между ног – это очень важно, если ты сделаешь не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем даже не сможешь понять, почему.
  • Держись за старт–шкот.
  • Подготовка к подъему паруса
    Итак, взабравшись на доску, произвольно лежащую на воде, ты:
    • упором на правую или левую ногу добиваешься перпендикулярности доски и паруса;
    • затем, натягивая старт–шкот, слегка отрываешь парус от воды;
    • поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждешь, пока ветер не развернет всю систему из тебя, доски и паруса в базовое положение.
  • Если ты все сделал правильно, через некоторое время доска сама займет положение, перпендикулярное ветру, парус, следовательно, будет ориентирован по ветру. Ты в базовом положении.

Поднимаем парус

  • Тяни за старт–шкот вверх, выпрямляя ноги, используй спину и вес тела. Не тяни на себя и вниз. Как только парус оторвется от воды его сопротивление резко уменьшиться – есть опасность упасть назад. Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт–шкоту. Добирайся до передней оковки гика.
  • Итак, парус поднят и свободно полощется по ветру. Ты в связке с парусом, он – флюгер, ты – балансир оного, вместе вы вращаетесь вокруг воображаемой оси – вертикальной и проходящей через степс.
  • Пятки вместе, носки врозь, степс между ног.
  • Колени и локти полусогнуты.
  • Спина прямая!!!
  • Руки на гике, с двух сторон от мачты, максимально близко к мачте.
  • Балансируешь парусом, пользуясь полусогнутыми руками, с целью не упасть.

Если ты все сделал правильно, то доска сама будет стремиться сохранить положение перпендикулярное ветру.

Перехватившись за гик, закрываешь парус и начинаешь движение. И сразу смотришь, куда же идешь.

Варианты:

  • по ветру не надо, возвращаться потом к месту выхода проблематично;
  • сильно на ветер тоже не стоит, скорость маленькая или вообще нет, если круто к ветру стоишь;
  • оптимально — галфвинд, перпендикулярно к ветру или чуть на него, откуда вышел, туда и вернулся.

Надо рулить. Как? Смена курса (руление)

Менять курс (направление движения). Делать это совсем просто:
попробуй отклонить парус вдоль осевой линии доски на корму, ветер больше давит на корму и она начинает уходить от ветра, т.е. доска становится носом на ветер, отклоняя парус на нос, добиваешься обратного, нос начинает уходить от ветра, доска поворачивается кормой на ветер. Куда парус наклоняешь на корму или на нос, та часть толкается ветром и от него уходит.

Еще раз общие моменты и понятия

Курсы (возможные направления движения) делятся по отношению к ветру на курсы левого галса и курсы правого галса. Правая рука впереди ты идешь правым галсом, левая — левым галсом.

  • Повернуть носом к ветру – привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.
  • Повернуть носом от ветра – увалиться (уваливаться), идти положе.

Названия курсов:

  • Галфвинд (halfwind – пол ветра) – это наш стартовый курс (перпендикулярно ветру)
  • Бейдевинд (против ветра) – курс под углом на ветер. Чем меньше угол нашим курсом и ветром, тем острее мы идем к ветру
  • Бакштаг (из штага в бак) – курс под углом из под ветра
  • Фордевинд (по ветру) – ветер точно в корму
  • Положение Левентик – нос смотрит точно туда откуда ветер дует. Курсом левентик нельзя идти без весел или мотора. В этом положении можно только находиться. Впрочем снос по ветру значительно меньше.

Галс и название курса однозначно и точно определяют положение относительно ветра.

Когда идешь перпендикулярно ветру (галфвинд) угол между доской и парусом около 15 градусов, если приводишься (пытаешься идти на ветер — угол меньше, до нуля ). Если уваливаешься (пытаешься иди по ветру) угол больше, до 90 градусов. Это важно. Если в положении перпендикулярно ветру (галфвинд) угол около нуля, то будешь просто дрейфовать боком.

Спину не гнуть. Если ветер порывом сильно давит на парус, за ним тянуться не надо, просто открой парус, если ветра мало и падаешь на спину, закрой парус резким движением задней руки. Во время движения стоишь боком, поэтому лево — право нет.

Проблема хождения против ветра является проблемой первостепенной важности. Не умея ходить против ветра не сможешь вернуться

Если цель путешествия находится выше по ветру, то в один ход тебе добраться до нее не удастся. Нужно идти максимально круто против ветра, периодически разворачиваться меняя галс. Это называется лавироваться или идти в лавировку.

Техника

  1. Проверь есть ли шверт (его вообще на доску прикрутили именно для хождения против ветра).
  2. Со стартового курса галфвинд, разогнавшись на максимальной тяге с выпущенным швертом, перемещаем парус на корму и приводимся к ветру. Достигнув угла около 45° к ветру, больше не приводимся.
  3. Не проскочи в запретную зону. Попадание в нее приведет к потере хода. По сценарию дальше следует падение.
  4. Идя максимально круто против ветра старайся балансировать на границе запретной зоны приводись, если есть возможность, уваливайся, если теряешь ход.

Разворот оверштаг (против ветра)

      Общая задача: повернуть с крутого бейдевинда одного галса на крутой бейдевинд другого галса по возможности без потери хода (попутно придется пересечь носом линию ветра).


Весь маневр можно разделить на две фазы:

  • Фаза 1 – вход в запретную зону, приведение к линии ветра;
  • Фаза 2 – уваливание на бейдевинд другого галса, выход из запретной зоны.

Фаза 1 – Приведение

  • Идя в крутой бейдевинд (носом на ветер) заваливаешь парус на корму, вплоть до касания задним углом (концом гика) воды, но не сбрасывая при этом тягу. Начинаешь приводится.
  • Почти тут же ставишь переднюю ногу перед мачтой. Переносишь мачтовую (переднюю) руку на мачту, а гиковую (заднюю) ближе к мачте, удерживаешь парус наполненным, дотягивая на себя гиковой рукой. Остаешся в этом положении, пока доска доворачивается носом к линии ветра.
  • При подходе к линии ветра – ВНИМАНИЕ. Как только достигнешь линии ветра – последнее усилие — тебе надо перебраться на другой борт доски и желательно быстро.
  • Потом надо довернуть доску заваливая мачту на нос причем заваливая — помни, передняя рука разогнута, задняя максимально согнута.
  • Иногда поворот приходится делать не только носом против ветра, но и при попутных курсах. В этом случае корпус судна пересекает направление, откуда дует ветер своей кормой. Такой поворот называется поворотом фордевинд. Этот поворот совершается на виндсерфере не традиционным способом. Гик с парусом пересекает диаметральную плоскость корпуса со стороны носа. При слабом ветре такой поворот не представляет никакого труда, но требует ловкости и сноровки при сильном ветре. Связано это с тем, что при повороте и вращении гика вперед, через нос, на противоположной борт давление на парус меняется от максимального до положения флюгера, в затем вновь становится максимальным. В сильный ветер этот прием надо выполнять энергично, резко посылая гик, и, быстро подхватывая парус с противоположной стороны, при этом переводя мачту на противоположный борт. Курс фордевинд считается труднее, особенно при сильном ветре и волнении.
  • Максимальная скорость достигается при глиссировании. Волнение поверхности воды способствует глиссированию. Глиссирование возможно главным образом на полных курсах и при сильном ветре.

Что–то понял? Если да то вперед.

Правила безопасности на воде

Помните что выходя на воду на парусной доске, вы всегда (даже в самую тихую и спокойную погоду) вступаете в единоборство со стихией, причем делаете это добровольно на свой страх и риск. Ваша жизнь и здоровье зависит от ваших действий. Даже при наличии хорошо развитой спасательной службы вы бездумными действиями, можете создать ситуацию, когда спасение станет просто невозможным. Поэтому выходя на воду, без реального плана как вернуться без посторонней помощи и как действовать при возможном изменении условий – безумие.

Профилактика (перед выходом)

  • Самый лучший выход из неприятных положений – это не попадать в них.
  • Перед выходом убедитесь в исправности и правильной настройке оборудования (конечно для этого надо знать как оно устроено и как его настроить).
  • Пользуйтесь спасательным жилетом.
  • Старайтесь правильно определить подходящие для вас погодные условия, и динамику их изменения. Проконсультируйтесь с более опытными в этом вопросе людьми.

На воде

  • Рассчитывайте свои силы, возвращайтесь до того как почувствовали изнеможение.
  • Не выходите в ветер дующий от берега.
  • Не роняйте парус – лучше перейти в дрейф если что–то не так.
  • Не падайте, лучше роняйте парус.
  • Планируйте свой маршрут. Сначала, пока есть силы, выходите против ветра, с тем чтобы вернуться легким курсом по ветру. Даже если вы не сможете идти обратно по каким–либо причинам, вас прибьет в исходную точку.
  • Если не чувствуете уверенности не удаляйтесь далеко от берега – любую цель можно достичь несколькими способами.
  • Падая не выпускайте из рук паруса. Если это неизбежно постарайтесь отпрыгнуть подальше от доски и паруса, но только не по ходу движения.
  • Если погода изменилась или у вас кончились силы и возвращение проблематично, но вы пока еще идете – не стремитесь вернуться во что бы то не стало, доберитесь до ближайшего берега, отдохните. Возможно за это время погода улучшится.
  • Никогда не отдыхайте сидя на доске и бросив парус, не стойте долго в положении дрейф. Как только доска теряет ход, ее начинает незаметно но очень быстро сносить по ветру. Полученные силы будут израсходованы на то чтобы добраться до точки где вы начали отдыхать. Лучше пристать к ближайшему берегу, отдохнуть, согреться после чего продолжить путешествие.

Если вы "попали" – вы в открытом море, нет сил идти ни как, что–либо в снаряжении развалилось и тому подобное.
БЕЗ ПАНИКИ!
НИКОГДА НЕ БРОСАЙТЕ ДОСКУ!
(Доска утонуть не может ни при каких обстоятельствах, а вы можете)

Попробуйте целенаправленно дрейфовать к ближайшему берегу. Возможен целенаправленный дрейф в 3–х направлениях – два перпендикулярно ветру, одно по ветру.

  1. Перпендикулярно ветру:
    1. Разверните нос в нужном направлении (с помощью техники разворота на месте).
    2. Встаньте в положение дрейф.
    3. Опустите в воду угол паруса (держаться можно за мачту или старт–шкот)
    4. Доска будет медленно двигаться перпендикулярно ветру.
  2. По ветру:
    1. Встаньте в дрейф.
    2. Разверните нос по ветру (используя технику разворота на месте).
    3. Стойте в этом положении.

Если дрейф по каким либо причинам неприемлем (поломка паруса, нет берега ни в одном из возможных направлений дрейфа и тому подобное) частично разберите парус, используйте веревки паруса для увязки его в жгут. Расположите его вдоль доски на корму, по возможности закрепив веревкой. Гребите руками или швертом. Грести с не сложенным парусом невозможно – парус очень хороший плавучий якорь.

В несильный ветер и волну (удобнее для пластиковых парусов системы крыло) можно не разбирать парус, а отстегнуть его, расположить его концом мачты назад, шарниром вперед, так чтобы он лежал гиком на палубе, грести руками.

В крайнем случае, в особо жестких условиях (сильный ветер и волна) если разборка и упаковка паруса не возможна, сбросьте парус, но не оставляйте доску. Доска – наилучший спасательный плот. Грести стоит к ближайшему берегу. В очень сильный ветер, выгребая против ветра вы можете оказаться в ситуации, когда ваши усилия не приближают вас к цели, гребите поперек ветра – лишь бы добраться до берега.

Если чувствуете, что до берега вам самостоятельно не добраться – подавайте SOS – встаньте на доску, руки в стороны, качайте руками (конечно это имеет смысл если вы находитесь в зоне действия спасательной службы).

Добравшись до берега первым делом согрейтесь. Постарайтесь найти сухое, безветренное место, избавиться от промокшей одежды, попробуйте согреться движением. Если есть возможность рассчитывать на помощь спасательной службы, поставьте доску или парус вертикально, оперев о камень, дерево и тому подобное так, чтобы место вашей высадки было заметно издалека.

В условиях бухты Геленджика и не только

  • Не заплывать в зону купания (если по неумению занесло — выгребать своим ходом за буйки и там продолжать обучение).
  • Помните — в зоне купания вы представляете опасность для купающихся, особенно для ныряльщиков.
  • Уходить не далее 300 метров от берега (при любом навыке катания) Ветровая обстановка может меняться очень быстро, особенно в августе и сентябре, когда начинаются норд–осты.
  • В сильный ветер сбрасывать скорость за буями ограждения и к берегу подходить на скорости не больше 10км в час.
  • Глиссирование в зоне купания недопустимо.
  • При любом навыке катания рассчитывать свои силы, особенно в норд — ост.
  • В зоне катания опасаться гидроциклов, катеров и всегда уступать им дорогу.
  • При движении двух виндсерферов встречными курсами преимущество имеет правый галс (правая рука у мачты). Т.е. – левый галс уступает дорогу.
  • При нахождении доски с парусом на берегу ориентировать парус на подветренную сторону. Парус без доски — мачтой на ветер.
  • Не выходить на воду в состоянии алкогольного опьянения.
 Пистрый Валерий (waitaway.ru) 1
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 3868  ·  02-06-2014 в 13:18 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

спасибо! толково написано и протыми понятными словами!!!


Cообщение # 3386, написанное 07-03-2014 в 16:14 МСК, удалено.
 # 2202  ·  30-09-2013 в 13:56 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Спасибо за полезную статью!

Когда объясняет профессионал все просто и понятно.

Жаль, что прочитал, когда уже вернулся с моря. Этих знаний мне не хватало.

А объяснить толком никто не мог.


 # 2051  ·  10-09-2013 в 08:34 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

{#} вы что нибудь поняли


Cообщение # 560, написанное 04-03-2013 в 21:55 МСК, удалено.

Читайте также:

  • Вольная и греко-римская борьба: помощь будущему спортсмену
    Вы собираетесь заняться спортом или ваш ребенок проявляет интерес к борьбе? В статье представлена информация необходимая как будущему спортсмену, так и родителям будущих борцов.
  • Занятия спортом: как не навредить себе
    Физическая форма каждого из нас постоянно меняется и происходящие изменения не всегда нам нравятся. Как достичь отличной физической формы и не терять её с годами? Именно этот вопрос является главным в данной статье.