ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  25 сентября 2009 года  /  Литература  /  Степан Сергиенко

В дороге с Джеком Керуаком

"На дороге" (1957) – культовая книга, подлинное откровение, ставшее символом целого поколения, была написана Джеком Керуаком всего за три недели. Тридцать шесть метров бумаги и беспрерывный поток мыслей и слов. Без знаков препинания, без лишней шелухи. Только автор и его пишущая машинка.


Он был сторонником именно спонтанной, импровизационной техники написания текста, по его мнению, в этом есть что-то от дзен-буддизма. Восточная философия - это вообще для Керуака своеобразный символ благополучия и полного просветления, он стремится к нему. Но, в тоже время, пребывая в «недеянии» одиночества, в полном молчании, Керуак испытывает определенную тоску по общественным благам - в виде алкоголя, секса, удобств, хорошей еды и пр., но это все будет потом - в одном из последних романов – «Ангелах Одиночества». А сейчас молодой Сал Передайс, главный герой книги, мчит через всю Америку во Фриско, Калифорния. Город, где ходят толпы хипстеров, в расстегнутых рубашках и с бутылками дешевого вина. Город, где его ждет его лучший друг Дин Мориарти, его девушка, а также чокнутый поэт Карло Маркс, Реми Бонкер и др. И встретив их всех, Сал вместе со всеми остальными начинает невероятное путешествие через всю Америку (а в конце и захватив часть Мексики).

Это реальная история, реальных людей. Сал Парадайс – Джек Керуак, Дин Мориарти – Нил Кессиди, Карло Маркс – самый известный поэт битников, автор поэмы «Вопль» – Аллен Гинсберг, а вечный бродяга Старый Бык Ли – не кто иной как писатель контркультуры Уильям Берроуз.

Через всю книгу читатель чувствует этот невообразимый запах Путешествия. Этот знакомый с детства запах шпал на перроне, зовущий вдаль, в дорогу. Этим запахом буквально пропитаны страницы книги. Керуак зовет нас с собой и делает он это без каких-либо просьб или вопросов. Он просто хватает тебя за грудки, тащит к машине и сажает в нее. Всё. Ты уже с ним. Ты уже в любом случае на его стороне, потому что ты и есть этот Сал, ищущий этот несуществующий город, где ему будет хорошо. Город-мираж, город-призрак.

Пути, ведущие в этот город, разные. Самый главный - это вечная Дорога, вечное путешествие. Пребывая в нем, ты всегда в процессе некоего детского мечтания, поиска, в процессе бытия. В дороге человек очищается от всего прошлого, от всех неурядиц и бед, от грехов, обливаясь подобно священной водой, Керуак здесь сродни библейскому страннику (подспудные пути – алкоголь, трава, джаз, женщины, и общение, общение, общение, и, конечно же, это различные восточные идеи - буддизм, даосизм и пр.)

Но сейчас мы читаем роман "На дороге" и горячий воздух душной техасской ночи бьет прямо в нос. Как будто достаточно поднять голову и вокруг раскинутся мексиканские трущобы: мама в лохмотьях держит ребенка и где-то вдалеке собака прыгает рядом с силуэтом человека на фоне заката. Ты поворачиваешь голову в другую сторону и слышишь призывные крики Дина о том, что надо бы заглянуть в другой бар. Через секунду уже Старый Бык Ли рассказывает длинную историю своей непростой и очень интересной жизни:

«…Некоторые подонки, некоторые – нет, вот и весь расклад» - так нас учит жизни Старый Бык Ли. Он был почти везде на этой Земле: США, большая часть Западной Европы, Северная Африка. «Он травил крыс в Чикаго, торчал за стойкой бара в Нью-Йорке, разносил повестки в Ньюарке. В Париже он сидел за столиком в кафе и наблюдал, как мимо проплывают недовольные физиономии французов. В Стамбуле пробирался сквозь толпы курильщиков опия и торговцев коврами в поисках своих фактов. В отелях Англии читал Шпенглера и Маркиза де Сада…»1 Старый наркоман, мечтающий о добрых деньках Америки 1910-го года, когда в аптеках можно было свободно купить морфий, а китайцы курили опиум прямо у себя на подоконниках по вечерам.

У Джека Керуака практически нет самоцензуры, и это не может не подкупать, конечно. Порой даже поражаешься тому, насколько он наивен. Мы не видим некоего героя романа, мы видим обычного человека, и это очень симпатизирует читателю. Сал ошибается, обижается, делает глупости, ругается, нажирается дешевым бурбоном и жалеет на утро. Он ищет и теряет, находит и разочаровывается. Метущаяся душа, которая ищет покоя в бесконечном поиске своего счастья. Но среди выпивки и гашиша, среди полночных разговоров, бопа и съемных девиц, мы видим это по-невинному сияющее лицо Джека Керуака, должно быть понимающего что-то большее, чем то, что можно сказать словами.

«Что это за чувство, когда уезжаешь от людей, а они становятся на равнине все меньше и меньше, пока и пылинки не рассеиваются у тебя на глазах? – это слишком огромный мир высится сводом над нами, и это прощание. Но мы склоняемся вперед, навстречу новому безумству под небесами»1.

1"На дороге", Джек Керуак. - М.: "Просодия", 2002.

 Степан Сергиенко 1
Видеоролики подобранные к данной статье (2): на главную  ·  наверх ↑ 
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
Cообщение # 6220, написанное 10-01-2016 в 23:28 МСК, удалено.

Читайте также:

  • Горе от ума, или Почему мы тупеем
    Россия – в прошлом самая читающая нация в мире – падает в духовном плане на дно. Печальные цифры лишь подтверждают этот факт: процент читающей молодежи упал до 18% и, по прогнозам, будет все уменьшаться.
  • Николай Степанович Гумилев. Жизнь и творчество
    Жизнь и творчество известного русского поэта Николая Степановича Гумилева протекали в непростых исторических и социальных условиях. Будучи представителем литературного течения акмеизма, Гумилев выпустил несколько сборников стихотворений, самые известные из которых "Путь конквистадоров, "Романтическое цветы, "Жемчужина, "Чужое небо, "Колчан, "Костери "Огненный столпвошли в сокровищницу "серебряного века"
  • Рецензия на произведение Шарля Бодлера "Вино и гашиш как средства для расширения человеческой личности"
    Известному французскому поэту Шарлю Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. Бодлер считал воздействие вина и гашиша интересным, но неприемлемым для творческой личности. В своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство, поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия.
  • Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество
    Особенно интересна и одновременно сложна для восприятия интеллектуальная и философская поэзия акмеиста Осипа Эмильевича Мандельштама. В статье рассмотрены становления поэта, акмеистический период его творчества, сборники "Камень", "Tristia", "Вторая книга", прозаическая книга "Разговор о Данте", московский и воронежский циклы стихов.
  • Рецензия на статью Хосе Ортега–и–Гассета "Адам в раю"
    Статья "Адам в раю" написана в мае–августе 1910 году и включена автором в состав сборника "Люди, творения, вещи" (1916). В этой работе впервые очерчен контур философии Ортеги. Идея Адама в раю, то есть первого человека, вброшенного в мир, является метафорическим образом концепции "радикальной реальности", развернутой в "Размышлениях о "Дон Кихоте". В данном контексте у метафоры были преимущества перед концепцией, поскольку здесь мир представал не как "вещь", а как "сценарий" жизни, которую, согласно Ортеге, необходимо рассматривать как трагедию или драму. (Из комментария к статье "Адам в раю" Хосе Ортега–и–Гассет)