ВАШИ СТАТЬИ · 400
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  30 марта 2012 года  /  Россия  /  Ponkrat

Бурятия - республика туризма

В 2009 г. исполнилось 350 лет со дня вхождения Бурятии в состав РФ. Сегодня это один из красивейших регионов страны. Республика огромна, её территория сравнима с территориями Германии, Франции или Польши, а народу в Бурятии немногим меньше миллиона.


Улан-Удэ.

Г.Улан-Удэ. Памятник Ленину. Партийная кличка- Чупа-чупс. Бурятия. Автор А.Понкратов.Столица республики - Улан-Удэ. Город стоит у слияния рек Селенги (обратите внимание на ударение, оно падает на последнюю букву) и Уды. Он начинался со строительства в 1666 году казачьего зимовья, потом острога. На его месте установлен памятный крест. Сегодня треть населения Бурятии, 300 тыс., живет в Улан-Удэ.

Одна из главных достопримечательностей города - памятник Ленину. Это самый необычный памятник вождю мирового пролетариата. Говорят, занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Но это вранье. Не занесён. Его отливали в Мытищах, показывали в Москве, Париже, Монреале. Голову, разрезанную на две части, везли в Улан-Удэ по железной дороге, на платформе. Открыли монумент к столетию со дня рождения Ильича, в 1970-м г. Когда у Ленина назначают встречу, то так и говорят: «Встретимся у Ленина», или: «Встретимся у Головы», «у Лысого», «у Башки», «у Негра». Но самое забавное прозвище Ильича - Чупа-чупс: «Встретимся у Чупа-чупса». «Башка» полая внутри. К глазам ведёт лестница. Через зрачки- дырки видно, что происходит на площади.

Ул. Ленина - главная улица города, в нижней части - пешеходная. Это улан-удэнский Арбат. Он заканчивается у площади Революции, бывшей Базарной, самой старой городской площади. В её центре - Гостиный ряд. 200 лет, начиная с 17 века, Москву и Пекин связывал Чайный путь. Он проходил через Улан-Удэ. Тогда город назывался Верхнеудинск. Одно время по чайному пути ходили караваны из обозов. В караване было человек 200. Половина - охрана, казаки. Из России в Китай везли мёд, пушнину, пеньку. А из Китая - жемчуг, шелк, ну и, конечно же, чай.

Г.Улан-Удэ. Арбат. Бурятия. Автор А.Понкратов.В Гостином дворе ни кафе, ни чайных. Одни магазины, зато рядом много отличных ресторанов. Чай пили сначала сибиряки, а потом уже к этому напитку пристрастились и все россияне. Чай быстро вытеснил квас и стал национальным напитком №1. В российско-китайской торговле доля чая составляла 95%. Чайные олигархи делали многомиллионные состояния. Проблемы у чайного пути начались тогда, когда построили Суэцкий канал, и появился более дешевый путь доставки продукта в Европу. Чайный путь начал потихоньку загибаться, угасать. Сегодня у пути большое будущее. Места с ним связанные представляют интерес для исторического туризма. На деньги чайного купечества построено пол-Сибири. Купцы возводили города, дороги, церкви, театры. Может и музеи строили. Но этнографический музей народов Забайкалья появился во времена, когда место купечества давно заняла советская торговля.

Г.Улан-Удэ. Гостинный ряд. Бурятия. Автор А.Понкратов.В музее работает забайкальский, старообрядческий, народный хор «Семейские янтари». Старообрядцев бурятских называют «семейскими» потому, что они селились в Бурятии семьями. И янтарь тогда составлял капитал женщин. Чем женщина была богаче, тем больше украшений из янтаря она носила. Янтарь, как средство помещения капитала был выбран, видимо, потому, что старообрядцев переселяли из Прибалтики и Польши, янтарных краёв. Янтарные бусы у старообрядцев называются красивым словом «монисты». Их передают по наследству. Некоторые монисты сделаны в 18 в. и даже раньше. «Янтари» приветствуют дорогих гостей (Ельцина, Горбачёва встречали) хлебом-солью и белым стихом: «Расступися, народ! Урожай идёт, хлеб да соль несёт! Мы рады видеть вас, красны девицы, добры молодцы! Мы с широких полей вам поклон принесли, удивительный запах хлеба. Этот запах нам с детства знаком. Пахнет хлеб степью и небом, и травой, и парным молоком. Пахнет хлеб раскалённым потом, талым снегом и вешней грозой и мужицким солёным потом, а быть может мужицкой слезой. Ах, как вкусен хлеб, до чего ж он ароматен! И только пресытившийся не может оценить хлебный дух. Да будет мир на земле! Да будет хлеб на столе! И потому гостей встречают хлебом-солью, как зародилось на Руси».

Г.Улан-Удэ. Этнографический музей. Бурятия. Автор А.Понкратов.Потом «Янтари» поют семейские песни. Их можно послушать. Они у нас имеются в аудиоразделе. «Слух обо мне пройдет по всей Руси Великой, и назовет всяк сущий в ней язык и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Пушкин писал про тунгусов, а имел в виду эвенков. Эвенков живет сейчас в Бурятии тысячи 3. На эвенкийском выходят передачи на ТВ и радио, есть эвенкийская газета и свой отдел в этнографическом музее. Стоят несколько чумов. Берестяной - на лето, из коры - осенне-весенний вариант, зимний чум крыли шкурами. Эвенки-оленеводы до сих пор живут в чумах. Очень зажигательные танцы и песни у эвенков (одёра - один из них). Девушки подражают дыханию, крикам животных и птиц. Получается очень сексуально.

Г.Улан-Удэ. Этнографический музей. Дома староверов. Бурятия. Автор А.Понкратов.Во время праздников, гуляний, в музей приезжают музыкально-танцевальные коллективы. Народ ходит от отдела к отделу, пляшет (ёхор - самый популярный бурятский танец, все встают в круг, берутся за руки и понеслась), поёт… У бурят тоже есть свой уголок в музее. Там гостей встречают, но по-бурятски - молоком. Этот обычай корнями уходит в глубокую древность. Когда-то юноша Хоридой гулял по острову Ольхон. Он увидел трех лебедей, спустившихся на берег и превратившихся в трёх девушек. Хоридой похитил одежду оной их них. Обнажённая девушка не смогла улететь и осталась на земле, вышла замуж за похитителя и родила ему 11 сыновей. От них пошли 11 бурятских родов. Супруги жили долго и счастливо, но однажды жена попросила примерить свои лебединые крылья. Ни о чём не подозревая, муж отдал украденное. Жена надела крылья и через дымовое отверстие в юрте улетела к отцу Вечному синему небу. С тех пор буряты в честь своей матери-прародительницы лебедя брызгают вверх молоком. А встречают гостей синим хадакхом, потому что он олицетворяет небо, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно бесконечно, оно дарует Земле мир и покой.

Г.Улан-Удэ. Этнографический музей. Дома староверов. Бурятия. Автор А.Понкратов.Есть в музее постройки, связанные с декабристами. Амбар, например, при пересыльном пункте. В Бурятию, сразу после присоединения к России, хлынул поток заключенных. Было много политических. Сюда старались отправлять на перевоспитание борцов с режимом. 14 декабристов отбывали ссылку в Забайкалье. Кто-то пробыл год-два, а кто-то в Бурятии и помер. Декабристы учили людей грамоте, лечили, изучали историю, культуру местных народов. Среди ссыльных декабристов были братья Бестужевы и Кюхельбекеры. Один из Бестужевых изобрел здесь экипаж-сиделку, «бестужевку». Николай Бестужев, отмотав срок, остался на поселении, женился на бурятке, имел от неё сына, который стал предпринимателем. Михаил Бестужев уехал с поселений. Перед отъездом всё свое хозяйство раздал людям. Умер в Москве, на Ваганьковском кладбище похоронен. Умерли 4 его детей и жена. Вильгельм Кюхельбекер, лицейский друг Пушкина, Кюхля, тоже побывал в Бурятии. Будучи уже стариком, влюбился в молодуху - страдал, подорвал здоровье, умер, в итоге, в Тобольске. Его брат Михаил скончался в Бурятии и похоронен там же. Такая вот у людей трагическая, но интересная жизнь была. Музей создали в 1973 г., чтоб показать материальную и духовную культуры, народов Забайкалья.

Г.Улан-Удэ. Этнографический музей. Бурятская юрта. Бурятия. Автор А.Понкратов.Площадь музея - 23 гектара. В нем стоят постройки, служившие, когда-то своим прежним владельцам, например, деревянные юрты. Деревянная, бурятская юрта - очень удобное для жизни строение. Часов раньше не было. А время иногда узнать хотелось. Что делали: поднимали голову и смотрели на тооно, отверстие наверху. Раньше его делили на 12 секторов. Солнечный луч проходил один сектор за 2 часа. Сектора соответствовали одному из знаков зодиака бурятского календаря - мыши, быку, тигру, зайцу, дракону, коню… Каждое животное имело свое место в юрте. Мышь - символизировала полночь, накопление, ей соответствовала северная часть юрты, где сажали гостей и хранили дорогие вещи. Был менее точный, но более простой способ определения времени: просто смотрели на стену юрты, куда падал луч. Северная сторона дома, там, где алтарь, это 12 часов. На западе - 9 часов. На востоке - 3, на юге - 6. Солнечные, юрточные часы в летнее время работают 18 часов в сутки, в зимнее - до 8. Важно, чтоб погода ещё была хорошая, чтоб солнышко было.

В Улан-Удэ можно побывать и в войлочных юртах. В городе в юртах никто не живёт (в отличие от Улан-Батора). В юрточном комплексе расположен ресторан «Ставка богатырей», «Баатарай Ургоо». Кухня здесь одна из лучших в городе, а буузы так, самые лучшие. Буузы очень напоминают бурятское жилище. В центре есть отверстие, как в настоящей юрте. Бузы похожи на пельмени или на манты. Но принципиально отличаются тем, что внутри не прошлогодний фарш, а рубленое мясо. И свежие бузы дают обязательно сок. Мороженные не дают. Две-три юрточки съел и бегай хоть весь день.

Иволгинсткий дацан.

Иволгинский дацан. Бурятия. Автор А.Понкратов.Неподалеку от Улан-Удэ находится знаменитый на весь мир Иволгинский дацан, буддистский монастырь, построенный в 45-м г. с личного разрешения И. Сталина. Известность дацану принес Хамболама Даша Доржо Итигэлов, нетленное тело которого в 2002 г. перенесли в дацан.

У входа, в лавках, продают много полезных вещей. Пояса и наколенники из верблюжьей шерсти, голову Будды с 4 выражениями лица: веселым, довольным, печальным, сердитым. По голове можно узнать, каким будет день. Надо закрыть глаза и вращать голову по часовой стрелке, потом останавливаетесь в любой момент и смотрите, какое выражение глядит на вас. Поющих чаш навалом. Их можно использовать, как лечебный инструмент. Если у вас болит что-то, нужно налить воды в чашу, лечь, поставить горшочек на больное место и попросить кого-нибудь покрутить пестиком по стенкам сосуда. Воду надо потом вылить. Есть ручные молитвенные барабанчики хурдэ. Внутрь заложены мантры. Когда барабан вращается, мантры работают. Молитвы возносятся прямо на небеса. Полезная штука. Её хорошо иметь тем, кто редко посещает дацаны. Много оберегов. У каждого человека по году рождения есть свои бурханы-покровители. У меня, к примеру, Ваджарапани, Будда силы и могущества, грозное, гневное божество, бог пляшущего огня. Огнём он сжигает все препятствия на пути. Можно приобрести в лавках монеты удачи - две китайские монетки, связанные красной ленточкой. Их кладут в кошелек. Они приносят удачу в денежных делах. Если купил и положил, то показывать никому нельзя, а то деньги не будут водиться. Изображения семиглазой Тары оберегает документы, деньги и самого человека. Носится в кошельке или паспорте.

Иволгинский дацан. Бурятия. Автор А.Понкратов.Монахи, ламы (ударение следует ставить на последнем слоге - ламы, лама; это в Южной Америке по горам бегают ламы) - люди гостеприимные, рады всем, кто приходит в монастырь: и паломникам, и людям, увлеченным религиозным туризмом, и просто любопытным. Перед посещением дацана нужно совершить горoо, обойти монастырь по часовой стрелке (можно дацан обходить и против, если вы переживаете какую-то сложную жизненную ситуацию, конфликт). По пути крутят молитвенные барабаны хурдэ. К дацану тянуться не только люди, но и животные - кошки, коровы. Особенно много собак. Тут считают, что это новоперерождённые ламы. Их стараются не обижать, подкармливают, чтоб хоть как-то облегчить их страдания. Находясь в монастыре, ламы в телах собак улучшают свою карму, и может их следующая жизнь будет лучше. Иволгинские ламы вовсе не затворники, посвятившие себя служению богам. Они активно общаются с людьми, дают советы, наставляют прихожан на путь истинный. Они и психологи и астрологи одновременно.

Ламы живут в деревянных, бревенчатых домиках, прямо на территории дацана. В них же ведут приём населения. Я встречался с Ганжур ламой, он - астролог и ректор буддистского университета, расположенного на территории дацана. Мне достаточно точно рассказали, что со мной не так, когда положение начнёт выправляться, и что для этого нужно сделать. Христианство, ислам астрологию осуждают, а буддизм, индуизм - нет. Астрологи предсказывают человеку судьбу. Они узнают о препятствиях, которые могут встать у него на пути. Они же убирают эти препятствия. И они же назначают благоприятные даты, для совершения того или иного мероприятия, например, для вступления в брак. К квалифицированному астрологу сходить иной раз бывает интересно и полезно. Мне сказали, что «…Бояться ничего не надо». С этим тезисом я теперь по жизни и шагаю.

Помимо, астрологов в дацане живут и работают эмчин-ламы, ламы-целители, специалисты по тибетской медицине, окончившие в дацане соответствующий факультет университета. Они в состоянии ставить диагнозы по пульсу. Диагноз устанавливается точно. Буквально за пять минут. Количество болезней на время постановки диагноза влияет несущественно. Мне даже назвали один недуг, о котором я помалкивал… Болезни лечат иглоукалываниями, прижиганиями, кровопусканиями, травяными сборами и минералами в гранулах-шариках. Если вам что-то скажут названия препаратов, то вот - «гурчун», «гургум», «самнор»…В лекарственные препараты могут входить до 70 компонентов. В некоторые лекарства добавляют листочки деревьев «прозрения», бодхи. Их ростки, полученные от дерева, под которым медитировал Будда, вывезли из Индии и посадили в дацане, в специально построенной для них оранжерее.

Деревья бодхи, там на юге, в Индии, Непале, они высокие, раскидистые, мощные, а в дацане - сибирский вариант бодхи: маленькие деревца, кустистые. Зимой, чтоб деревья не замерзли, растапливают две оранжерейные печки. Бодхи - важное дерево в буддизме, под ним Будда и стал Буддой, Просветленным. Он сел на специальную подстилку из травы, которая гасила энергетические воздействия земли, стал медитировать. И вдруг все тайны Вселенной ему открылись. Он вспомнил все свои перерождения. Ему открылись 4 благородные истинны: жизнь - страдание, у страдания есть причина, страдание можно прекратить, есть путь к преодолению страдания. На территории Иволгинского дацана несколько храмов, дуганов.

Самый яркий и новый построили недавно, специально для Хомболамы Даша Доржо Итигэлова. В 1927 г, перед тем, как уйти из этого мира Даши Доржо Итигэлов сказал своим ученикам так: «Через 30 лет придите посмотреть на моё тело, а через 75 я сам к вам вернусь». И действительно в 2002 г., через 75 лет, тело Итигэлова извлекли из-под земли, он сидел в деревянном коробе в позе лотоса (слышал, что Итигэлов был присыпан солью?). Его достали из короба и поместили в Иволгинский дацан. Через некоторое время построили для него дуган. 8 раз в год тело переносят в главный храм. Он открывается, туда идут паломники, приносят подношения. А дуган Итигэлова закрыт для массовых посещений. За телом присматривает специальный лама. Если попросить, то возможно вас и пустят. Некоторые посетители, которых пустили внутрь, видят Итигэлова с закрытыми глазами, а некоторые убеждены, что видели нетленного ламу с открытыми (это считается очень хорошим знаком для человека).

Удивительные вещи происходят в монастыре. Монахи часто видят Итигэлова, причём, не заходя к нему в дуган. Чуть ли не каждый день Даши Доржо является монахам. И они трактуют эти его появления, потому что он является всякий раз по-разному. Разъяснения и рисунки, иллюстрирующие явления ламы монахам, висят на доске перед входом в дуган: «10 августа лама проявился в тайге и рядом с ним лежал медведь». Доржо Бакша, которому явился Итигэлов, трактует это проявление: «Данное проявление возможно понимают те, кто обладает особой кармической связью с ним, и тому подтверждение медведь, слушающий его учение». Или вот ещё: «16 августа. Хамболама проявил себя в сидячем положении на скамье, со спокойным выражением лица». Это говорит о том, что «Хамболама решил приостановить активность своих действий и присмотреться вокруг себя для следующих действий». Есть институт, занимающийся феноменом Итигэлова. Они утверждают, что аура ламы распространяется на десятки тысяч километров от Земли. Аура Землю, как бы защищает. Слышал ещё такую историю…Когда его однажды переодевали (одежду периодически стирают), то Итигэлов хохотал (чего-то не верится, может, ментально как-нибудь).

В дацане есть свой университет с 4 факультетами: философским, тантрическим, факультетом буддистской живописи и тибетской медицины. Абитуриенты сдают следующие документы: медсправку, аттестат, ксерокопию паспорта, справку из психдиспансера. Нужно при поступлении пройти собеседование и сдать экзамены: тестирование (письменно), история буддизма, изложение по русскому. Поступить вроде бы не сложно, учиться сложнее. Особенно сложно учиться на факультете живописи. Если нарисуешь божество на танке, а пропорции не соблюдешь, то проблем не миновать. Руку не правильно нарисуешь - можешь свою потерять. Наказание неминуемо настигнет студента. Но если простой человек решит нарисовать Будду или Тару и сделает это от души, пусть и не соблюдая пропорции, то это ничего, это можно.

Чтоб стать монахом надо поступить в буддистский университет. Но можно и без университета. Надобно только выбрать себе учителя и дать обеты. Их три вида. 5 гениновских («генин» - благочестивый мирянин) обетов: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не употребляй вещества, дурманящие сознание, не лги. Ты дал 5 обетов и можешь носить монашеское одеяние. Следующий этап - 36 обетов гецула. Они включают 5 обетов, те, что дал раньше + безбрачие + 30 тайных. Следующий этап - 253 обета. Это обеты гелона. Чтобы перестать быть монахом, достаточно вернуть обеты учителю. Устраивается специальная церемония. Возвращаешь обеты - всё, путь в буддистское монашество для тебя закрыт.

Староверы.

С. Большой Куналей. Расписанные стены кухни. Старообрядческое творчество. Наивная экзотика. Гоген прям. Бурятия. Автор А.Понкратов.Вряд ли кто-то из гостей Бурятии проедет мимо Иволгинского дацана. И уж точно редкий турист не заглянет в гости к семейским старообрядцам, а турист, увлеченный этнографическим туризмом, просто обязан с ними познакомиться. Староверы живут в 22 селах и деревнях Тарбагатайского района Бурятии.

Это про них Некрасов писал в поэме «Дедушка»: «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Землю да волю им дали; год незаметно прошёл - едут туда комиссары, глядь - уж деревня стоит. Риги, сараи, амбары, в кузнеце молот стучит. Вновь через год побывали, новое чудо нашли; жители хлеб собирали с прежде бесплодной земли. Так постепенно в полвека вырос огромный посад - воля и труд человека дивные дивы творят! Где ж та деревня? Далеко. Имя ей Тарбагатай. Страшная глушь за Байкалом…».

Берегите лес. Бурятия. Автор А.Понкратов.Тарбагатай и сейчас на месте, никуда не делся. Районообразующий населённый пункт. Семейские старообрядцы исповедуют древлеправославие - уклад православной жизни, каким жили русские от кн. Владимира до Петра. Старообрядцев, за нежелание принять церковные реформы насильно переселили в Сибирь в 18 веке. Перед тем, как зайти в храм старообрядцы крестятся, но не так как обычные православные. Большой палец правой руки соединяется с мизинцем и безымянным (Отец, Сын, Дух Святой). Указательный держится прямо (человек), средний подгибается (Христос сошёл с мир и очеловечился). Такое положение пальцев можно увидеть на иконах, почитаемых и православными по всей России. Крестятся старообрядцы сверху вниз, справа налево. Пальцы касаются сначала лба - это значит - ты умный. Потом живота - Христа родила женщина. Затем правое плечо - там сидит ангел, а уж в конце левое. На левом - бес лукавый пребывает. У православной и древлеправославной церквей нет теологических разногласий, разногласия в обрядности. Старообрядцы признают только 8-конечный крест. На кресте Иисус изображается с разведенными ступнями, руки держаться прямо, вытянутыми строго горизонтально. Служба идёт по старым книгам, «Иисус» пишется с одной «и». Если в книге написано «истинный» с двумя «н», то так и читается «истин-н-ый». У старообрядцев земные поклоны все исполняются. У них есть «Марьино стояние» - 760 земных поклонов за службу. Взял «подрушник» (коврик, в церквях обязательно есть), встал на колени, перекрестился и поклон. Подрушник нужен, чтобы не пачкать руки. Они должны быть чистыми, когда молишься.

Тарбагатай. Староверы. Бурятия. Автор А.Понкратов.Священникам - старообрядцам бороду запрещается брить и стричь волосы. Если нет бороды, волос короткий, то нет значит на тебе благодати, к тебе в церковь народ не пойдёт. Мирян тоже всё больше бородатых появляется. А про тех, кто без бороды ходит, говорят - «скоблённый». Но скоблённых-то много, большинство. Многие и пьют и матерятся, грешат всячески, в срамных одеждах ходят (мини-юбки там и всё такое…). Иконы у старообрядцев только деревянные, пишутся краской. Их не реставрируют, даже очень старые и ценные, потому что намолены. Свечи только восковые, крестят только в большой купели (как бочка), всех одинаково и младенцев и взрослых. Святые на иконах - с крыльями. Вообщем, отличий много. У старообрядцев свой Патриарх, Владыка. О воссоединении церквей говорить пока рано (может, вообще, едва ли станет возможно когда-нибудь говорить об этом).

Семейские всегда отличались особым трудолюбием. Они выжили в суровых условиях, а всё потому, что держались за семью. В селе Большой Куналей 1300 чел. Все старообрядцы. Люди живут тем, что выращивают картошку. В год собирают мешков по 100 на каждый двор. Для себя и на продажу. За двором - огороды. На огородах действующие колодцы-журавли.

С. Большой Куналей. Встреча дорогих гостей. Бурятия. Автор А.Понкратов.Есть в Куналее музей. Главная там Ольга Александровна, в девичестве Рыжакова. Музей этнографический. Основа экспозиции - личные вещи её отца, заслуженного деятеля культуры. От Ольги Александровны я набрался старорусских словечек - «бравый», «шти», «кичка», «зарот», «мудаковатый». «Шти» - значит щи из капусты, морковки, лука, зелени, картошки. Шти обязательно должны томиться пару часов в печи. «Бравый» - значит красивый, хороший. «Зарот» - стог. «Кичка» - женский головной убор, намотанный на голову определенным образом платок. Замужние семейские женщины раньше носили даже в повседневной жизни кичку. Надевать её целое искусство. Редкая молодая женщина самостоятельно справится с этой задачей. Процесс завязывания кички долгий. «Мудаковатый» - значит «понятливый», «сметливый», «сообразительный».

Старообрядцы не только веру сохранили, но и культуру. 18 фольклорных коллективов не дают умереть семейскому, многоголосому пению. Оно провозглашено ЮНЕСКО «шедевром устного нематериального наследия человечества». Действительно, шедевр. В музее вам это продемонстрируют.

Аршан.

Тункинская долина. Аршан. Саяны. Бурятия. Автор А.Понкратов.Бурятия - наша всероссийская здравница, рай для занятия оздоровительным туризмом. В республике бьют 360 источников. Самое популярное место выхода минеральных вод называется Аршан, в переводе с бурятского - «целебная вода».

Место находится в живописнейшей Тункинской долине, на территории Тункинского национального парка. Проблем с размещением возникнуть не должно. Вы приехали в Аршан. Где поселиться? Вариантов несколько. Вариант 1 - в госсекторе, в пансионатах «Аршан» и «Саяны». Вариант 2 - частный сектор - в домах аршанцев, вариант 3 - частные, не очень дорогие гостиницы, гест-хаусы, пансионы. Комната трехместная стоит 3 тыс. руб. По тысячи с каждого. Двухместный - 2500. Очень не плохие условия. И цена не намного выше, чем на госсекторе (там по 800 р. с человека).

Тункинская долина. Аршан. Желудочно- кишечный источник. Бурятия. Автор А.Понкратов.Первые санатории появились в Аршане ещё в 1928 г. На сегодняшний день тут построено около 60 пансионатов и гостиниц на 5 тысяч мест. Основная масса отдыхающих собирается в пансионатах «Аршан» и «Саяны». Там кушают по часам, по часам оздоравливаются. В «Саянах» минералка от природного источника подается в ванное отделение и бювет. Уникальность аршанского источника в том, что его углекислые воды бывают и холодными и термальными. По-моему, у нас в России углекислых термальных вод нет совсем, кроме, как в Аршане.

Аршанская вода, гидрокарбонатно-сульфатно-кальцие-магниевая, лечит пищеварительную систему. Это если внутрь. А если снаружи, то лечатся сердце и сосуды. Ванны принимают обычно через день, по 6-12 минут. Температура воды - 36 градусов. Вода оказывает на тело гидростатическое давление, поэтому дышать трудно. Пузырьки газа делают сидящему в ванне микромассаж, полезные углекислоты усваиваются организмом через кожу и лёгкие. Для достижения максимального эффекта лучше всего брать воду непосредственно у источников.

Тункинская долина. Аршан. Экотропа. Водопад №1. Бурятия. Автор А.Понкратов.Один из них - знаменитый Глазной. Большинство Аршанских источников не обустроены. Это вам ни Карловы Вары, ни Баден-Баден. Люди приходят, протирают водичкой глаза. Нужно только поймать пузырьки газа, выходящего из-под земли. Воду Глазного можно и внутрь.

По соседству с Глазным источником бьет ещё один, желудочно-кишечный, потому что говорят, что вода из него помогает при лечении желудочно-кишечных расстройств. Вода поднимается из глубины 900 м. По вкусу - «Нарзан». Газированная, солёненькая.

Тункинская долина. Аршан. Священная роща между Глазным и Желудочно-кишечным источниками. Бурятия. Автор А.Понкратов.От источников начинается экологическая тропа здоровья. Она проходит по живописнейшим местам национального парка, через несколько водопадов. Первый водопад лечит головные боли, а если монетку желтую бросить (10 коп. или 50), то непременно разбогатеешь.

У источников минеральной воды принято загадывать желания и подвязывать ленточки на деревья, делать вязочки. Желтую - на денежные дела, белую - на счастье, красную - на здоровье, голубую - на удачу. Но оставляют не только ленты.

В Аршане отдыхающие, отдохнувшие, больные, выздоравливающие или те, кто уже выздоровел, строят на берегу речки Кынгырыга каменные пирамидки «обо». Их воздвигают для того, чтоб была удача в делах, чтоб семья крепчала, чтоб деньги и здоровье не переводились. Чем выше пирамида, тем удачнее сложится жизнь. На вершину положено установить веточку «мирикарии даурской». Это местное растение буддистские монахи используют в медицинских целях, делают лекарства. И мирикария символизирует в обо «древо мира». Вернуться из Бурятии больным нереально. Жители крупных российских городов о такой экологии могут только мечтать. Здесь одни национальные парки, заповедники да заказники кругом. Лучшего места для оздоровительного и экотуризма не найти.

Кабанский заказник.

Тункинская долина. Аршан. Обо. Бурятия. Автор А.Понкратов.Дельта реки Селенга (с. Жилино) - отличное место для экотуризма. В дельте расположен Кабанский заказник. Заповедник от заказника отличается режимом охраны. В заповедниках любой вид хозяйственной деятельности запрещен, в заказнике можно косить сено, пасти скот, рыбу ловить по специальным разрешениям и в определенное время.

Р. Селенга. Бурятия. Автор А.Понкратов.Дельта Селенги - уникальное природное образование. 550 кв. км. По площади занимает 2 место среди дельт Российской федерации, первое - Волга. Но Волга впадает в соленое Каспийское море, а Селенга - в пресноводное озеро. Селенга обеспечивает до 50% годового стока в Байкал. Это много. И каждый год в дельте оседает 3 млн. т. твердого стока. Это значит, что она заболачивается. Но это хорошие болота, они очищают воду, и в Байкал вода попадает относительно чистой. Случаи браконьерства в заказнике бывают. Но народ безобразничает от безработицы. Кормиться как-то надо, вот и рыбачат сетями. Инспекторы заказника живут на двух кордонах. Один из них браконьеры сжигали аж 4 раза. Оружия у защитников природы нет, защищают окружающую среду исключительно авторитетом и словом. И довольно эффективно - отстрел пернатых в заказнике полностью сошёл на нет.

Птицы в дельте много, начиная от утки и заканчивая местной царь-птицей, орланом-белохвостом. 251 вид пернатых обитает в Кабанском заказнике. 100-120 тыс. уток. 5 млн. птиц прилетают сюда в сезон. Чтобы побывать в Кабанском заказнике, нужно только получить разрешение в охранном отделе Байкальского биосферного заповедника (Кабанский заказник - его часть).

Байкал.

Ботель Экотур. Бурятия. Автор А.Понкратов.На территории республики лежит 60% береговой линии Байкала. Экономическая деятельность на озере ограничена законами. Основное направление развития Байкальского региона - экологический туризм. В Бурятии без ущерба для природы можно отдыхать даже в особо охраняемых зонах, таких, как Забайкальский национальный парк.

Ботель Экотур. Установка по очистке воды Топол. Бурятия. Автор А.Понкратов.Отели здесь строить нельзя, люди селятся в ботелях, гостиницах на воде. В бухте Змеиная (п-ов Святой Нос) стоит один из них. 6400 р. за двухместный номер в сутки: две кровати, тумбочка. А что ещё надо? Вы же не в гостинице приехали жить, а природой любоваться. Плавающий отель рассчитан на 40 человек. В нём есть всё, что нужно для нормального существования вдали от «цивилизации».

Байкал. У Змеиного источника. Бурятия. Автор А.Понкратов.Вода в ботеле из душа и из крана льется чистейшая, байкальская. А куда же деваются сточные воды да фекалии? Нечистоты подаются в фекальный контейнер. Он стоит на отдельной плавучей платформе. И в этом контейнере живут аэробактерии, которые очищают воду до состояния питьевой. Её сбрасывают в Байкал. Грязную воду не сбрасывают.

Экотуристы плывут в бухту Змеиная на круизных кораблях и со стороны Иркутской области, через весь Байкал. Бухта - место красивое и популярное, а всё благодаря Змеиному источнику, невероятно целебному.

Байкал. У Змеиного источника. Бурятия. Автор А.Понкратов.Змеиный источник, почему так называется? Сюда часто приползают ужи, змеи, они почему-то это место любят. Температура воды 45 градусов. С непривычки залезать сложно - вода кажется гораздо горячее. Источник гидрокарбонатно-сульфатно-натриевый. И чтоб усвоить его полезность в полной мере, надо просидеть минут 20, вытираться потом нельзя.

Остров с бакланами. Бурятия. Автор А.Понкратов.Ещё какие достопримечательности имеются? Есть в тех краях два острова - Бакланий и Скалистый. На обоих живут бакланы. Мясо бакланов невкусное. А вот яйца очень даже ничего. В годы Великой Отечественной почти вся популяция была уничтожена, людям есть было нечего, вот и собирали яйца. Тогда ловить рыбу в Байкале частным лицам запрещали. Озеро кормило рыбой всю страну. Сейчас популяция бакланов восстановилась.

Байкал. Чувыркуйский залив. Забайкальский заповедник.  Штормит. Бурятия. Автор А.Понкратов.Байкал - самое глубокое, самое древнее озеро планеты. Его котловина может вместить воду Балтийского моря или воду всех Великих озер Америки или годовой сток всех рек Земли. С биоразнообразием у Байкала тоже всё в порядке. 53 вида рыб. Среди них промысловое и гастрономическое значение и имеют видов 15. Хариусы, сиг, омуль, таймень, щука и некоторые другие. Не всех можно ловить. Омуля можно, на удочку, рыбные хозяйства ловят сетью. Туристы, особенно в Нацпарке, ловят спортивным ловом. Никаких динамитов, никаких сетей, только удочка.

Байкал. У Змеиного источника. Литовские туристы. Бурятия. Автор А.Понкратов.На Байкале всегда ветрено. С 2008 г. тут проводятся ежегодные соревнования «Байкальский ветер», принять участие в которых может любой желающий, надо только отправить заявку в оргкомитет. Проводится «Ветер» в разных местах. Я побывал в зоне отдыха Култушная, служившей базой для организаторов и участников.

Пансионатов, санаториев, гостиниц в Култушной много, на любой вкус и кошелёк. Размещение в пансионатах от 300 до 3500 руб. Номер в гостинице можно снять с едой и без. Самый дешёвый вариант - везти продукты с собой. Если неохота возиться с готовкой, то придется доплатить минимум 500 рублей за питание в гостиничном ресторане. До самих соревнований от Култушной надо было идти на катере минут 20.

Межрегиональный фестиваль водных видов спорта «Байкальский ветер» проходил на косе Посольского сора. Недалеко от косы стоит Посольский монастырь - важное для истории Сибири и России место. У стен монастыря 8 могил. Вот, что написано на памятном кресте: «Здесь погребено тело раба Божия российского посла Ерофея Заболоцкого, в 1650 г., в сопутствии монгольских послов, шедшего с мирными предложениями к монгольскому хану Сицену и вероломно на сем месте убиенного монголами». 20 членов экспедиции было. Восьмерых убили, в том числе Заболоцкого и его 14-летнего сына Кирилла. Впоследствии на месте убийства решили воздвигнуть сначала деревянный, а потом и каменный монастырь, Посольский, Спасо-Преображенский. Летом восстанавливать монастырь приезжают стройотрядовцы, студенты МГИМО (кому как не им…).

Посольский монастырь. Бурятия. Автор А.Понкратов.Сор, это водоём, отделенный от Байкала песчаной косой. Вода в соре прогревается лучше и температура её выше, чем в самом Байкале градусов на 5. В 2009 г. на соревнования приехали около сотни участников. В рамках фестиваля проводились открытые чемпионаты по виндсерфингу и кайтингу. Обычно проводятся чемпионаты по пляжному волейболу, гребле на байдарках, плаванию, банда на скутерах приезжает. Дети живут и соревнуются по своей программе. На фестивале можно посмотреть показательные выступления профессионалов и любителей экстрима. Люди собираются, обмениваются опытом, приобретают навыки, осваивают новые для себя водные виды спорта. Оргкомитет хочет проводить всероссийские соревнования по водному экстриму, ибо на Байкале очень благоприятные ветровые и прочие условия. Тут дно хорошее, не глубоко, нет морских ежей, ветер дует всегда. Если в соре ветра нет, то спортсмены идут на Байкал, а уж там ветра - завались. Приглашают всех кайтеров и серферов. Пока же участвуют в основном местные и иркутские. Байкал и прилегающие к нему территории становится крупнейшим туристским регионом Сибири. Сюда едут со всего мира. Если вы ещё не были на Байкале, собирайтесь и приезжайте, не откладывая поездку в долгий ящик. Байкал прекрасен в любое время года. Бурятия в моем рейтинге российских регионов стоит на очень высоком месте, одном из самых высоких. Путешествуйте подольше и подальше!

Андрей Понкратов (абсолютно счастливый человек, потому что побывал в Бурятии)

 Ponkrat 67
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Ростов Великий. Из Москвы в Ростов и обратно
    В статье описано путешествие небольшой команды из двух человек в Ростов Великий. Много впечатлений, фотографий и, возможно, интересных мыслей. Это статья открывает серию статей по Золотому Кольцу России.
  • Суздаль – город-музей
    Это статья является продолжением серии статей о Золотом Кольце России. Материал содержит краткую историю города, иллюстрируется большим количеством фотоматериала и наполнен массой впечатлений от увиденного. Эта маленькая история путешествия людей, которые вышли из «четырех стен» и захотели посмотреть на историю Родины своими глазами.
  • Про Калининград
    История калининградской области интересна и своеобразна. Приобщитесь к новой информации вместе с автором статьи, который с любопытством ребёнка осваивает свою вторую родину.
  • Разоренное, но не уничтоженное «Остафьево»
    Когда речь заходит о фамильных русских усадьбах, сразу возникают четкие ассоциации, что это бывшая роскошь, которая была полностью разорена и уничтожена в советские времена. «Остафьево» – одно из таких мест. Роскошная усадьба Вяземских в 30-е годы ХХ века была превращена в партийный дом отдыха и частично перестроена. Ценой огромных усилий «Остафьево» вновь стало усадьбой-музеем, но до сих пор главное здание открыто не полностью после ремонта.
  • Шаман Валентин Хагдаев
    Валентин назначил мне встречу в посёлке Сахюрта, его ещё называют МРС (моторно-ремонтная станция). Станция давно не функционирует. Люди занимаются турбизнесом: обслуживают людей едущих на о. Ольхон. Валентин кроме того, что шаман, ещё и гид. Лучше него места, которые он мне показал, мало, кто знает. Валя водил по ним Водянову (почти поэзия: «водил Водянову»), Чубайса (подарил Валентину квадроцикл), Ястржембского (ничего не подарил).