ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  6 марта 2009 года  /  Музыка  /  Татьяна Мохова

Эффект “Mamma Mia!”

Статья содержит противоречивые мнения людей, посмотревших фильм, а ранее мюзикл, а также мнения преданных поклонников ABBA и простых зрителей. Дискредитирует ли фильм группу или, наоборот, возрождает интерес к популярным мелодиям? Могут ли песни 30-летней давности привлекать современную молодёжь? Что думают сами молодые люди? Вашему вниманию предлагаются ответы на вопросы и анализ взглядов различных групп зрителей.


Рекламный плакат фильма Осенью прошлого года в России прошла премьера фильма “Mamma Mia!”. Картина была задумана как экранизация одноимённого мюзикла, пользовавшегося успехом во многих странах мира, а в Москве проходящего с аншлагом почти на протяжении двух лет (с 14 октября 2006 года по 25 мая 2008 г.). Сюжет мюзикла и фильма очень прост: на одиноком греческом острове молодая девушка Софи (Аманда Сэйфрид) готовится к своей свадьбе, и единственное её неисполненное желание – увидеть собственного отца. Мать Софи, Донна (Мэрил Стрип), никогда не рассказывала о нём, но девушка нашла дневник матери, где в прозрачных намёках указывается на возможных претендентов. Софи после этого решает пригласить на свадьбу сразу троих мужчин, но в конечном счёте никто, ни Донна, ни приглашенные, не могут выяснить, кто же из них настоящий отец. Фильм заканчивается счастливым, но достаточно неожиданным концом: Софи в последний момент решает повременить с заключением брака, под венец же идёт Донна со своим давним возлюбленным Сэмом, с одним из «папаш». И вот этот сюжет иллюстрируют и представляют песни ABBA…

Агнета и Фрида на записи Группа ABBA была образована в Швеции в начале 70-х годов прошлого века. ABBA - аббревиатура, образованная из начальных букв имён участников: Анни-Фрид Люнгстад, Бьёрн Ульвеус, Бенни Андерссон, Агнета Фэльтскуг. Авторами всех песен коллектива были Бьёрн и Бенни, за исключением тех случаев, когда им на первых порах помогал продюсер Стиг Андресон. За десятилетие своего существования группа выпустила 8 оригинальных альбомов, синглы с которых становились хитами почти во всех странах мира, в том числе и в США, куда, как известно, европейскому исполнителю путь не лёгок.

Бенни, Фрида Агнета и Бьёрн в конце 70-х гг.Пик популярности ABBA приходится на 1978-1979 годы. В это время группа с огромным успехом гастролирует по США и Европе, выпускает, пожалуй, свой самый успешный альбом “Voulez-Vous”, но в этот же период Агнета и Бьёрн переживают семейный кризис (они поженились в 1971-м году), закончившийся разводом, что послужит в дальнейшем одной из причин распада группы. После выхода предпоследнего альбома “Super Trouper” ABBA сконцентрировалась на студийной деятельности и отказалась от изнуряющих турне. В это время музыкантами создаются серьёзные музыкальные композиции и, что немаловажно, с интересными, глубокими текстами (ранние мелодии были всё же достаточно невзыскательными в плане лирики). 1983-й год принято считать годом распада коллектива, тогда был выпущен последний сингл “Under Attack”, увы, уже не занявший лидирующих позиций в чартах.

Фрида и Агнета в середине 70-х гг.Но, как показало время, музыке ABBA была суждена долгая жизнь. В 1999-м году в Лондоне состоялась премьера мюзикла “Mamma Mia!”, и шоу на радость организаторам побило все рекорды по популярности! Вдруг обнаружилось, что песни группы всё ещё любимы публикой, что с них можно, что называется, лишь стряхнуть пыль и вдохнуть в них новую жизнь. Так появился мюзикл. Так появился и фильм…

Проекты “Mamma Mia!” базируются на композициях ABBA, и поэтому очевидно, что их первейшая задача - это дать новую жизнь песням, которые и спустя 30 лет не теряют своего шарма. Но вот именно воплощение этого замысла и вызвало горячие споры среди поклонников группы. Как известно, в “Mamma Mia!” звучат более 15-ти самых известных песен ABBA, которые непременно вписаны в сюжетную канву. Более того, мать-основательница оригинального мюзикла Джуди Креймер нашла именно в текстах песен ABBA какие-то задумки для своего незатейливого, местами неоднозначного сюжета. Возникает вопрос: можно ли ассоциировать сюжет фильма и мюзикла с песнями ABBA, учитывая, что некоторым из них в фильме дана очень неоднозначная трактовка? Не отразятся ли все эти проекты, в конечном счете, на имидже группы? И хотя подавляющее большинство зрителей, как показали опросы около кинотеатров, никак не интересовались ABBA до проектов “Mamma Mia!”, а мелодии их знаменитых песен “находились где-то в далёком подсознании”, всё-таки остаются и преданные, настоящие поклонники, для которых ABBA уже давно стала отнюдь не просто группой с «набором известных диско-песен».

Многие из таких людей интересовались и интересуются более поздним творчеством коллектива, когда тексты песен у ABBA стали значительно глубже, а ритм и мелодия существенно отошли от стиля диско (в мюзикле же из последнего альбома ABBA “The visitors” представлена только одна песня “Slipping through my fingers”). И для таких поклонников видеть и слышать новое использование песен любимой группы, группы с уже давно сложившимся образом, энергетикой и, безусловно, со своей философией, несколько болезненно.

Мэрил Стрип в роли ДонныПообщавшись со зрителями, мне стало ясно, что для большинства фильм “Mamma Mia!”- это просто возможность весело провести лишних два часа. Многие честно признавались, что пришли посмеяться, «посмотреть на Мэрил Стрип», а с творчеством ABBA знакомы очень поверхностно. Но, как ни крути, песни ABBA – основа и живительная сила фильма, и это невозможно отрицать даже при всём неоспоримом таланте Мэрил Стрип. Проекты “Mamma Mia!”, не стоит забывать об этом, являются в первую очередь использованием творческого наследия группы, о которой, увы, теперь многие из молодого поколения не помнят или даже не знают. Однако вернёмся к поклонникам.

К сожалению, при просмотре мюзикла и фильма возникает стойкое ощущение, что создатели проектов (основательница мюзикла Джуди Креймер и режиссёр фильма Филлида Ллойд) не задумывались о категории зрителей, для которых песни ABBA, может быть, давно стали частью жизни, и бережное отношение к этим вечным мелодиям для них важно, очень важно. При внимательном анализе можно сказать, что проект направлен, скорее, на молодого современного зрителя, нежели на старого поклонника ABBA, именно поэтому многие песни в фильме преподнесены в такой новой, современной форме. Во-первых, все композиции спеты актёрами. Не всегда профессионально и гармонично, хотя в целом вполне удовлетворительно. Во-вторых, в русском прокате каждая песня сопровождалась переводом, который давал возможность людям всех возрастов, не знакомых с ABBA, быстро понять смысл песни (и таким образом расширилась аудитория фильма). И, наконец, новые аранжировки позволили приблизить классические мелодии к нынешним стандартам популярной музыки. Да, вот так легко дух 70-х перекочевал в нашу современность. Но правильно ли это?

В принципе, ничего плохого нет в том, что песням захотели дать вторую жизнь. Да, хозяин барин, и Бьёрн Ульвеус с Бенни Андерссоном, авторы всех песен ABBA, без колебаний согласились на использование их мелодий в “Mamma Mia!”. Но характерно, что по поводу перепевок своих песен группой A’Teens те же Бенни и Бьёрн высказывались резко отрицательно, о чём упоминается в книге Магнуса Пальма «АББA. Подлинная история». В той же книге говорится о довольно прохладном отношении к мюзиклу Агнеты Фэльтскуг. Анни-Фрид, однако, ничего подобного не говорила, но всё же невольно задумаешься о непростых чувствах певиц, в одно прекрасное утро обнаруживших когда-то ими спетые и любимые песни в чужом исполнении и в новых аранжировках.

Но вернёмся к прерванному рассуждению: думал ли кто-то о преданных поклонниках? И что думают они сами? Для разъяснения ситуации среди верных почитателей таланта ABBA был проведён опрос. Вот некоторые самые интересные выдержки из мнений поклонников от 20 до 36 лет.

«АВВА я полюбила ещё задолго до выхода мюзикла и фильма, благодаря просмотру фильма "АВВА Movie" в 1994-м году. Мне кажется, чтобы популяризовать песни АВВА лучше чаще крутить их в эфире популярных радиостанций, а также побольше писать о них статей, а не зацикливаться только на мюзикле. Здесь нужно обязательно сравнение, всё-таки оригинал уже никому не удастся превзойти. Моё общее мнение о группе – это классная группа на все времена, я её очень люблю с детства. Это группа создавала именно свою музыку, не подстраиваясь ни под время, ни под чьи-нибудь вкусы, а самое главное - шла в стороне от моды, создав свой уникальный стиль. И вообще АВВА - самая лучшая!». (Юлия, 24 года).

«Я очень люблю группу ABBA уже много лет и считаю, что это не совсем правильно сделать возможным перепевать их песни. Потому что так, как пели они, перепеть их невозможно. Да их и вообще невозможно перепеть - ни у кого не получится. Потому что группа неповторима. Мюзикл не понравился вообще. На фильме я была. В принципе, неплохой фильм - легкий, для поднятия настроения. Перевод песен, конечно, искажён, много неточностей, хотя общий смысл сохраняется. Исполнение песен в общем не понравилось, за исключением Мерил Стрип, которая гениальна даже в этом. ABBA бесподобна, одна из самых лучших групп за все существование поп- и диско-музыки» (Инна, 22 года).

«Я считаю, что те, кто до этого не слушал АББА, посмотрев мюзикл и фильм, обязательно заинтересуются, кто же первый исполнитель этих замечательных песен. Я обожаю АББА уже 10 лет(с февраля 1998) и считаю, что это великолепная во всех отношениях группа. У них все замечательно: и мелодии, и тексты, и голоса. Да и в человеческом отношении они мне очень нравятся. Мне очень жаль, что такой музыки сейчас нет, а также того, что они распались еще до моего рождения. Я ОЧЕНЬ рада, что есть много людей, которые тоже так любят АББА, особенно моего возраста и младше. АББА - это группа для людей от 3 до 95,то есть для всех возрастов. Их всегда будут слушать, любить и помнить!» (Неля, 36 лет).

«Мюзикл категорически не понравился. Переводить тексты - полный бред. Но на моё отношение к ABBA никак, естественно, не повлиял. Фильм не смотрел, и большого желания увидеть нет» (Алексей, 20 лет).

«Очень долго колебалась, стоит ли идти на мюзикл, так как он все же "порождение" начала XXI века, а мне больше по душе "старые добрые времена". Крайне не нравилась реклама мюзикла, повсюду расклеенная в метро. Я не пуританка, но кроме зубов и бюста героини, ничего не было видно... Ну, и слова «ABBA». Но, из-за почти 19-летнего увлечения ABBA, я на мюзикл пошла (любопытство) и... разочаровалась. Я не люблю "мыльные" сюжеты, я не очень-то люблю перепевки, так как сейчас другие стандарты исполнения, даже просто техники извлечения голоса. Зря маэстро Андерссон и Ульвеус размениваются на такие вещи. На фильм не ходила, но, наверное, пойду просто из "спортивного интереса" (уже не ради сюжета, конечно). Ради того, чтобы ознакомиться с еще одним вариантом исполнения «Той Самой Волшебной Музыки”, да и просто потому, что фильм - из серии "дети ABBA" (Александра, 26 лет).

Да, некоторые исполнения песен в фильме не могут даже близко приблизиться к оригинальным образцам. Но, учитывая отрицательные отзывы фанатов, нельзя ни признать, что в фильме есть и очень удачные, интересные моменты. Например, хит ABBA 1980-го года “The winner takes it all” был исполнен Мерил Стрип на высшем уровне, проникновенно и просто фантастично, как сказала сама Анни-Фрид Люнгстад на премьере фильма в Стокгольме 4 июля 2008 г. Конечно, очень непривычно было слышать некоторые песни в мужском исполнении (например, “SOS” [Пирс Броснан и Мэрил Стрип], “Lay all you love on me”[Доминик Купер и Аманда Сэйфрид]), но, как это ни парадоксально, некоторые из них приобрели во многом благодаря этому особый шарм и обаяние. А один из самых запоминающихся моментов фильма – это, пожалуй, исполнение на яхте тремя «отцами» насквозь романтической “Our last summer”. Здесь создатели фильма действительно постарались: воссоздали настоящую картину, открывающуюся при прослушивании этой красивой и очень «сюжетной» песни, да и пение здесь было каким-то особенно проникновенным, по крайней мере, отличающимся от исполнения других песен.

Интересно, что при проведении опроса отрицательно отнеслись к мюзиклу многие люди более старшего возраста, те, кто знают и любят ABBA уже давно. А вот как высказалось совсем молодое поколение (до 20 лет):

«К мюзиклу "Mamma Mia" мы относимся положительно. Спектакль с песнями ABBA - идея неплохая, тем более, что это проходит под руководством Андерссона и Ульвеуса» (Ира, Юля, 19 лет).

«В основном зафанатела ABB’ой я уже после того, как посмотрела мюзикл. Но и тогда слушала ABBA не переставая» (Эстер, 14 лет).

«В переводе без неточностей не обошлось, но иначе быть не могло. Исполнение в фильме лично мне нравится, но "оригинал всегда лучше"» (Катя , 11 лет).

Таким образом, постепенно начинают открываться всё новые неожиданные стороны проекта. Ведь учитывая и понимая определённое недовольство верных и преданных поклонников, нельзя забывать о той фантастической рекламе, которую “Mamma Mia!” даёт старым песням ABBA. Как мне видится, эта сильная популяризация давнего музыкального наследия может сыграть только положительную роль для нынешних подростков, которые, может быть, первый раз узнают об ABBA именно после просмотра фильма “Mamma Mia!”. Узнают о группе, волновавшей их родителей или бабушек и дедушек, и (кто знает?), возможно, после этого они найдут ещё один повод для разговора со своими родственниками, вместе слушая и обсуждая песни шведской четвёрки.

Что касается мюзикла, то, несмотря на кажущиеся мне недостатки сюжета, он нёс всё-таки очень положительный заряд, был пронизан оптимизмом и радостью. И не секрет, что этот спектакль стал в своё время настоящим семейным шоу: его непритязательная логика одинаково подходила и детям, и взрослым. Кроме того, хорошее живое исполнение знаменитых песен ABBA не могло не радовать даже критично настроенных поклонников.

Но всё-таки единственное, чего по-настоящему хочется – это избежать соотнесения мюзикла и фильма “Mamma Mia!” с группой ABBA. И хотя на рекламных плакатах мюзикла раньше и красовалась эмблема группы, конечно, само явление ABBA намного глубже и интереснее трактовки их песен в мюзикле и фильме. И переводы, как это ни печально, местами совсем не передают эмоциональную окраску слов, не доходит то особое значение, которое вкладывалось в каждую строчку, а нередко, к большому сожалению, и не передаётся свойственная ABBA особая, непревзойдённо тонкая ирония (например, в “Money, money, money”, “Does your mother know”, “Voulez-Vous”).

Как известно, особая прелесть художественного образа – это его многогранность, ведь у каждого возникают свои ассоциации, свои мысли при знакомстве с ним, и однолинейная трактовка художественного произведения часто бывает неудачной. А песни ABBA, как показало время – это уже классика популярной музыки, и в большинстве своём они маленькие произведения искусства со своим художественным миром, к которому нужно относиться со всей бережностью художника. Жаль, что в фильме это учитывалось не всегда. Тем не менее, раздумывая над эффектом, который проекты “Mamma Mia!” произвели и ещё могут произвести на самых разных зрителей, можно всё-таки понять, что же главного фильм и мюзикл сделали именно для молодого поколения. Интересно звучащие и необычно поданные песни в фильме могут, вероятно, дать толчок к знакомству с ABBA. Как уже будет происходить это знакомство в дальнейшем, после просмотра фильма, наверное, уже не важно. Каждый для себя откроет что-то особенное, как это обычно бывает при прослушивании музыки. Тем более, как показали опросы, многие подростки (11- 14 лет) уже сейчас совершенно искренне любят и ценят песни в фильме. А кто-то, может быть, станет настоящим поклонником ABBA и вряд ли ограничится только песнями, звучащими в фильме и послушает эти, да, уже немолодые, но искренние, добрые композиции ABBA, настоящей ABBA. Песни “Coming to a heart, speaking to a heart” – как поётся в одной их не очень известной песне.

В статье использовались фотоматериалы из следующих источников:
www.abbanet.ru, www.filmz.ru.

 · 36 · 1 · 2
 Татьяна Мохова 6
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.