ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  6 октября 2009 года  /  Живопись  /  Дарья Гетманова

The United colors of Биеннале

Третий год Москва становится центром притяжения современного искусства. 25 сентября в арт-центре "Гараж" состоялось открытие основной экспозиции под названием "Против исключения" в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства (сроки проведения - c 25 сентября 2009 года по 25 октября 2009 года).


Ее куратор – Жан-Юбер Мартен. Каждая организованная им выставка превращается в увлекательное путешествие. Прошлогодний проект Artempo критики сравнивали с книгами Умберто Эко и фильмами Питера Гринуэя.

Основная идея «против исключения» – объединить представителей разных культур на одном выставочном пространстве. Жан-Юбер Мартен пригласил около 80 артистов со всех континентов. В каждом зале посетителей встречают неожиданные экспонаты: здесь и животные в меховых шубах, и многоухие мужчины, и насекомые. При входе в павильон - водопад из серебряных слов. Его шум напоминает дождь. Компьютерная программа обрабатывает новостные сайты и выводит самые популярные слова. Смысл инсталляции – показать, что сейчас на человека падает бесконечный поток информации. Ее автор – Юлиус Попп, немецкий художник. Когда я подошла к «Водопаду информации», белокурый малыш с внимательными карими глазами следил за тем, как меняются буквы. И ждал, когда они упадут, чтобы можно было потрогать блестящие капли.

Рядом, на стене висит огромная фотография мужчины. Невольно начинаю прокручивать в голове, в каком фильме он снимался или от какой партии баллотировался. Но Брацо Димитриевич, фотограф из Хорватии, предвидел эти мои "раздумья". Цикл его работ называется "Случайный прохожий, которого я встретил". Автор хотел подловить нас, наивных, на привычке отождествлять большую фотографию с высоким статусом. И не ошибся!

В одном из залов Александр Бродский инсталляцией рассказал грустную историю о новом проекте. Мечтал архитектор построить город будущего. С высоченными шпилями, со сверкающими куполами. Нарисовал чертеж, показал начальству и… двадцать мусорных баков хранят в себе целый город. Если в них заглянуть, «Картинки из мусорки» привлекают многих. Даже серьезные мужчины в галстуках украдкой заглядывают в баки. А мальчики всех возрастов ускоряют шаг, чтобы скорее подойти к этому проекту. Кто помладше, тащит родителей за руку: «Пап, мам, хватит уже на картины смотреть, пойдемте лучше на помойку посмотрим!»

Если вы оторветесь от этого чарующего зрелища, то в следующем зале увидите грузовик. Он доверху забит вещами. Рядом на стене – экран. На нем видно, как не спеша передвигается машина. Создается такое ощущение, что ты сам едешь в ней. А вокруг куда-то спешат люди. Им нет никакого дела до того, что ты уезжаешь из дома. Работы корейской художницы Кимсуджи рассказывают о проблемах миграции. О том, что чувствует человек, оставляя свой город.

Много экспонатов осталось позади. Я вхожу в небольшой белый зал. С первого взгляда в нем – обычные скульптуры. Из тонкого метала. Четкие линии очерчивают шляпу взрослого господина. Но стоит лишь посмотреть на мужчину с другой стороны, как вырисовывается кролик. Немецкий скульптор Маркус Ретц показал, как меняется предмет в зависимости от точки зрения. Так надпись "да" превращается в "нет". Большая бутылка вина с крошечной рюмкой становится огромной рюмкой и маленькой бутылкой. Все переворачивается с ног на голову и уже непонятно, что было первоначально.

На «гаражном» биеннале разнообразны были не только проекты, но и сами посетители. Это и хрупкие девушки, студентки факультетов искусств, и юноши в рэперских штанах, и взрослые женщины в строгих костюмах. А также мужчины, по виду напоминающие профессоров, и молодые семьи. Сначала увидев ребенка на выставке вместе с родителями, мне стало его жаль. Кругом столько людей! Кое-где доносятся голоса, резкие крики, не всегда приятные и для взрослого уха. Но лицо малыша выражало столько удовольствия, что стало ясно: этот посетитель здесь не случайно.

Звери в меховых шубах тянут репу, в зеркалах удивительным образом проявляются умершие. О чем-то молчит рояль. Люди на экране обливают себя красной краской. Немощные старики-манекены хаотично ездят на каталках, а с картин вот-вот слетят нарядные птицы. Полифония звуков, красок и идей звучит на каждом квадрате. "Против исключения" – проект о нас. И, как подчеркнул куратор выставки, все, что происходит каждый день в мире, касается каждого.

В статье использовались фотоматериалы с сайтов:

  • www.intermoda.ru
  • www.сultgid.ru
 Дарья Гетманова 2
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Свобода Василия Кандинского
    Когда разговор заходит об искусстве ХХ века, имена Марка Шагала и Казимира Малевича редко упоминаются без третьего — Василия Кандинского. Их картины стали символами нового мировосприятия, которое несколько позже Жан-Поль Сартр назовет философией экзистенционализма.
  • Призрак «Черного квадрата»
    Несмотря на широкую известность, Казимир Малевич остается пока одним из самых загадочных художников. И виной тому творчество, искусство, которое он сам создал. До сего дня непостижимым остается его главное творение — «Черный квадрат», которое ужаснуло одних и восхитило других. Картина продемонстрировала волю художника довести искания авангарда до нуля и начать разработку основ нового искусства «за его пределами». К. Малевич говорил: «Я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я — ступень» (Малевич К.С. Собрание сочинений: В 5-и т. М.: Гилея, 1995–2004).