ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  7 ноября 2007 года  /  Психология  /  habit.ru

Наука о душе: достижения аналитической психологии, часть первая

Такое странное название статьи является следствием некоего просветления в голове автора после прочтения серии статей Карла Юнга "Проблемы Души нашего времени". Всех любителей первоисточников сразу отправляю непосредственно к автору, а любители узнать самое интересное в кратчайшие сроки, возможно, прочитают статью до конца.


Итак, для меня, как наверное для большинства близко не знакомых с психологией людей, эта наука представлялась областью человеческого познания поступков и поведения людей. И по аналогии с другими науками психология виделась как довольно монолитная, конечно, незавершенная, но сплошная стена, ведущая к пониманию человеческого сознания. Оказалось, что это не так.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии, последовательно объясняет, что психология стремится не к познанию рефлексов и шаблонами сознания, а к поиску путей в понимании человеческой души. Такой подход со стороны практикующего психоаналитика является шокирующим. Но он на этом не останавливается, автор разбивает психологию на осколки и доказывает несостоятельность какого-либо одного из многих подходов и объясняет их взаимодополнение на практике. На этом этапе наука о человеческой душе в моем сознании приобрела черты современной физики: есть древние модели, как например механика, которые в рамках принятых допущений дают верные результаты. Есть современные модели, как квантовая физика, которая также объясняет мир, но не целиком, а лишь часть событий и явлений и имеет свои рамки познания. В современной науке там, где один подход уже бессилен объяснить "как", другой делает это и при этом не опровергает всё, что было до него. Наука гордится этим - это огромное достоинство - преемственность и постоянная проверка соответствия мира и его моделей.

К сожалению, наука о душе на данный момент не может похвастаться цельностью, несмотря на то что есть множество школ, достигающих больших результатов в исцелении человеческих душ, но каждая из школ борется за свою исключительную правоту и единственность. От такого раскола страдают все - наука и люди.

Карл Юнг предлагает проследить достижения аналитической психологии за все время ее существования, это позволит нам достичь цельности в понимании вопроса.

Ступень I "ПРИЗНАНИЕ"
Предшественницей всякого аналитического лечения души является исповедь. Однако поскольку такая исповедь определяется не причинными, но иррациональными, психическими связями, то постороннему человеку трудно сразу соотнести основы психоанализа с религиозным институтом исповеди1.

Как только человеческому духу удалось выдумать идею греха, возникло психически сокрытое (на аналитическом языке - вытесненное). Сокрытое есть тайна. Обладание тайным действует подобно яду, который отчуждает носителя тайного от общества. Этот яд в малых дозах может быть неоценимым лекарственным средством, даже необходимым предварительным условием для индивидуальной дифференциации человека. Даже на первобытной ступени развития человек ощущает потребность выдумывать тайны, чтобы благодаря обладанию ими защитить свою собственную душу от смертельной опасности растекания ее в бессознательном сообществе1.

Кажется, что проблемы людей не изменяются со временем, сознание усложняется, и решение проблем усложняется вместе с ним. Прочитайте последнее предложение предыдущего абзаца - это про нас, хотя мы далеко не первобытные люди. Однако чтобы признаться в этом сходстве и взглянуть на себя по-новому, требуется мужество.

В древнем мире инстинкту дифференциации служат широко распространенные древнейшие освящения с их оккультными таинствами. Разделенная со многими тайна действует настолько же благотворно, насколько разрушающе действует тайна личная1.

При этом максимальные вред оказывает бессознательная тайна, то есть тайна, сокрытая от сознания носителя. Для тех, кому интересен механизм описанного выше, рекомендую обратится к первоисточнику.

Кроме тайны существует иная форма сокрытия - сдержанность. Тем что обычно сдерживается, являются аффекты. Аффект - эмоциональная оценка систематизированной в результате мышления информации. Сдержанность является полезной и целебной добродетелью тогда когда она разделена с другими и является общим деянием. Но если сдержанность является личной - вне связи с религиозным воззрением, то она может как тайна вредить. Сдержанный аффект действует так же изолирующе и дезорганизующе, как и неосознаваемая тайна. Природа как бы обижается на нас, когда мы благодаря тайне возвышаемся над человечеством.

ИТАК, ИТОГ НОМЕР 1
Тайна и сдержанность - на эти вещи природа в конце концов реагирует болезнью. Этим и объясняется необычное значение правдивых исповедей - истина, которая, наверное, была известна всем инициациям и тайным культам древности, что доказывает античное сакральное изречение: "Освободись от того, что имеешь, и ты будешь принят".

Первоначальный метод катарсиса (очищения) заключается в том, что больной посредством гипноза перемещается на задний план своего сознания, где он имеет возможность увидеть и осознать ранее вытесненное и потерянное. Когда происходит обретение себя, пусть и своей темной стороны, вновь восстанавливается целостность. Однако метод катарсиса требует полного признания: не только интеллектуальную констатацию сущности дела умом, но и сердцем.


1 К. Г. Юнг, «Структура Души», раздел «Проблемы души нашего времени» (Москва, 1993, с. 131).

 habit.ru 92
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 6184  ·  22-12-2015 в 21:36 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Природа очень драгаценная если просто сорвёте цветок это будет большая травма природе