ВАШИ СТАТЬИ · 407
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  24 февраля 2010 года  /  Страница Редактора  /  habit.ru

Идея: мощный инструмент анализа интернет аудитории для маркетологов и пиарщиков

В статье предлагается идея создания инструмента, позволяющего анализировать отношение интернет аудитории к определённому бренду, событию, товару или персоне. Его создание – чрезвычайно творческий процесс, который может привести к появлению целого набора уникальных инструментов анализа данных. Такой набор, будучи реализованным, может генерировать значительную прибыль своим создателям.


Введение

Если вы представляете компанию или являетесь собственником какого-либо проекта, то перед вами регулярно встаёт задача привлечения нужной аудитории для успешной продажи вашего товара (работы, услуги). Успешно решая эту задачу, вы каждый раз формируете определённое отношение к вам со стороны ваших клиентов, которое оказывает существенное влияние на повторные покупки товара. При этом необходимо понимать, что это отношение не замыкается в сознании клиента, а зачастую выплёскивается на просторах сети и тогда:

  1. Если клиент доволен, то «нечто хвалебное» в сети (сообщение, статья, высказывание) привлекает к вам внимание людей, не знакомых с вашим товаром. Такой «привлечённый» покупатель уже действует, как бы по рекомендации и заинтересован в покупке.
  2. Если клиент недоволен, то «нечто уничижающее» в сети акцентирует внимание посетителей на недостатках вашего товара или вашей работы. Такая «антиреклама» в большинстве случаев оказывает негативное воздействие и заставляет ваших потенциальных клиентов отвернуться от вас.

Важно отметить, что отношения людей к вашему товару или к вашей услуге, выраженные на определённых страницах сети, постепенно разрастаются, поскольку привлекают себе подобных. Кроме того, важно осознавать, что негатив чаще провоцирует людей сделать в сети какие-либо заметки. Авторы стремятся написать что-то «горячее», а горячим скорее становятся сообщения несущие именно негатив (примером может служить наше телевидение, которое заполнено грязью до краёв).

Спустя несколько месяцев и тем более лет, складывается ситуация когда вашим проектом нарабатывается определённый потенциал отношения к вам пользователей сети. Такой потенциал может способствовать вашему бизнесу или мешать ему. Плохое отношение людей к вашему товару может тормозить продажи, а хорошее, наоборот, стимулировать их рост.

Когда бизнес достигает такой степени развития, что понимание отношения интернет сообщества к вашему продукту и к вам лично становится важным, тогда встаёт задача исследования и постоянного мониторинга этого «отношения». Но как это сделать?

Как эта задача решается сейчас?

Для получения информации об отношении интернет пользователей к продукту, услуге или бренду можно использовать разные стратегии:

  1. Отслеживать публикации и комментарии на наиболее популярных интернет СМИ.
  2. Отслеживать первые страницы по выбранным запросам в поисковых системах.

Успеха можно достичь, совмещая обе стратегии. Однако, для того, чтобы качество измерений росло с каждым днем, нужно до начала исследований разработать определённую методику оценки значимости публикации и веса источника.

Недостатки данной последовательности действий очевидны:

  • Для разработки методики нужна высокая квалификация специалиста и в сфере бизнеса, о которой идёт речь и в сфере интернет технологий.
  • Если прорабатывать большое количество источников вглубь сети, то обработка материала займёт огромное количество времени и потребует полной занятости специалистов по этой задаче.
  • Если прорабатывать небольшое количество источников, то падает валидность результатов, полученных на основе ограниченной выборки.

Что же делать?

Описанное ниже может быть реализовано в черновом варианте командой из энтузиаста программиста и энтузиаста филолога 1.

Давайте попробуем ускорить процесс проведения исследований, которые доселе проводились вручную. Перечислю порядок действий, опишу, что делается вручную, а где возможна оптимизация. Итак, вот примерный сценарий работы:

  1. Выбор поисковых систем (ПС) для анализа. Делается вручную.
  2. Выбор ключевых слов, словосочетаний по которым будут делаться запросы в ПС. Возможно, сокращение времени сбора ключевых слов, при условии использования сервисов ПС, по выдаче статистики ключевых слов и их вариаций: (http://wordstat.yandex.ru/, http://adstat.rambler.ru/wrds/).
  3. Введение каждого ключевого слова и словосочетания в ПС и получение ссылок на источники. Возможна автоматизация, при помощи написания web-скрипта собирающего все ссылки по массиву ключевых слов и набору поисковиков.
  4. Разработка методики оценки публикаций. Работа должна быть произведена филологом и программистом для разработки методов оцифровки текстовой информации в набор показателей публикации. Под набором показателей понимается определённое количество критериев, по которым будет производиться оценка публикации.
  5. Разработка методики оценки веса источника. Данная работа может быть произведена программистом, в результате может быть написан очередной web-сценарий позволяющий получать вес конкретного сайта. ПС присваивают каждому сайту определённые значения PR, ТИЦ и их вполне можно автоматически «считывать», эта задача уже решена и решения можно найти в том числе и в сети.
  6. Обработка списка источников и получения цифровых значений характеризующих отношение авторов и читателей к конкретной публикации. Данный пункт может быть и должен быть автоматизирован, именно он позволит сокращать время обработки информации в десятки или даже сотни раз.

Основная сложность заключается в пункте 4. Именно его глубокая проработка может позволить создать инструмент автоматического анализа публикаций в сети. Представьте себе текст, в нём содержатся положительные и отрицательные утверждения, при этом часть из них адресована объекту исследования (товару, услуге), а другая часть чему-то другому. Цель филолога – разработать методику автоматической обработки текста, примитивный искусственный интеллект, который будет «реагировать» на определённые маркеры (слова, комбинации слов, удалённость слов) и на основе этих маркеров и их сочетаний «оцифровывать» текст в набор цифровых критериев:

  1. отношение автора к продукту (бренду, товару): «10»
  2. общий фон публикации: «-5»
  3. отношение читателей к продукту (по комментариям): «-1»
  4. и т.д.

На основе полученных критериев можно сформулировать дополнительные, интегральные критерии, например «уровень противоречивости» (1 и 3 пункты), которые будут показывать степень «попадания» публикации в настроение и мнения посетителей конкретного сайта.

Выводы.

Задача, стоящая перед группой энтузиастов, которые попробуют создать инструмент анализа интернет аудитории, очень непроста. Одно можно сказать наверняка – если им удастся продвинуться в этом направлении, то получить значительное финансирование и безбедное будущее будет уже не так сложно.

Задача интересна, задача сложна, желаю успеха тем, кто отважиться попробовать её решить!


[1] В тексте нарочно употребляется слово «энтузиаст», цель статьи – стимулировать активность школьников и студентов на разработки собственных проектов, которые в будущем станут приносить солидные дивиденды.

 habit.ru 91
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • О зайцах и штрафах за неоплаченный проезд в общественном транспорте города Москвы
    Всем известны эти люди, грубые или вежливые, но всегда настойчивые – контролеры (К) общественного транспорта. Их работа не опасна, но трудна ). Их миссия прежде всего нравственная – не заплатил, плати штраф.
  • Идея: усовершенствование автомобильных аудиосистем
    Практически все автомобили снабжены аудиосистемами различной сложности, однако музыка уместна только тогда когда она соответствует настроению и кое-чему ещё... Именно об это "кое-чем" и пойдёт речь. Статья предназначена для адекватных водителей и тех кто хочет стать таковыми. Гонщикам-смертникам читать запрещается.
  • Идея: портал полиграфических услуг B2C
    Рынок полиграфических услуг в Москве и России в целом чрезвычайно бурно развивается, при этом огромное количество мелких фирм терпят убытки и разоряются. Малым компаниям приходится тяжело в полиграфическом бизнесе, одна из причин – непрерывный и достаточно трудоёмкий поиск заказов. Несмотря на проблемы с качеством печатного оборудования и малоквалифицированным персоналом, именно частичная загруженность оборудования заказами приводит бизнес к уходу за точку безубыточности.
  • Идея: умный дом
    В настоящее время «умные дома» функционируют по всему миру, подстраиваясь под хозяев и экономя их время и средства. В статье предлагается новый взгляд на то, что должен «уметь» умный дом. Идея взята из личного (бумажного) дневника, дата написания: 03.02.2004.
  • Идея: сервис новостей для вебмастеров
    Название говорит само за себя. В статье представлена идея нового (отсутствующего на момент публикации) интернет сервиса.