ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  24 ноября 2011 года  /  Европа  /  Anchik

Долина Шамони. Пять горнолыжных курортов в одном

Про многие места на земле говорят – рай для горнолыжников и сноубордистов. Эта банальная фраза подходит для разных регионов Альп, для гор Колорадо, для японских склонов или российских диких спусков. Но есть на карте мира места, которые в силу своего географического расположения могут предложить отдыхающим несколько больше, чем один горнолыжный курорт и спортивный туризм в рамках одного региона. Таким местом, безусловно, является долина Шамони, исторический центр французских Альп.


Деревушка Шамони, вернее Шамони Монблан, как она правильнее называется, находится в провинции Рона-Альпы, что на востоке Франции, на границе с Италией и Швейцарией. Долина Шамони, которая включает в себя еще несколько маленьких населенных пунктов раскинулась у подножья горы Монблан на 16 км. в длину. Если смотреть на долину с высоты птичьего полета, то она напоминает по форме большой банан, месяц или поворот русла реки с множественными запрудами на всем протяжении. Добраться до этого местечка, по сути, глубинки Франции очень просто. Даже завидно, как у них тут все развито. Ближайший большой аэропорт находится в Женеве (Швейцария) в 88 км. от Шамони. Ближайший французский – крошечный аэродром в Шамбери с паспортным контролем чуть ли не на улице. Несмотря на то, что российские турагентства предпочитают Шамбери, рекомендую пользоваться женевской воздушной гаванью. Там есть регулярные рейсы и лучше развита инфраструктура, в то время как Шамбери с Москвой связывают только чартеры, а аэропорт представляет собой здание, скорей похожее на пристройку, чем на аэровокзал. Со швейцарской визой при въезде во Францию через Женеву проблем как не было, так и нет. С конца 2008 года Швейцария вошла в зону Шенгенского соглашения, поэтому дополнительная виза в страну теперь не нужна. Кроме того, в аэропорту продолжает функционировать французский коридор, который выводит пассажиров сразу во Францию без всяких границ и дополнительных паспортных контролей. Пока формально коридор сохранен, и дорога из аэропорта во Францию огорожена забором с колючей проволокой, но можно не сомневаться, что скоро и этот последний пережиток прошлого исчезнет.

Очень рекомендую брать напрокат машину в аэропорту. Великолепные европейские дороги откроют для вас много возможностей для путешествий, а автомобиль даст полную свободу действий и избавит вас от ожидания автобуса на остановке в полной горнолыжной амуниции во время отпуска. Дорога из Женевы в Шамони просто сказочная. Полпути трасса идет по равнине, а потом въезжает в горы. Здесь вместо извилистого горного серпантина построено скоростное шоссе по 2 полосы в каждую сторону. Благодаря этому время переезда из Женевы в Шамони составляет около 1,5 часов, с учетом долгого выезда из аэропорта.

Шамони Монблан место уникальное во всех отношениях. Во-первых, именно здесь проходила первая «белая» олимпиада в 1924 году, и шамонийцы не перестают гордиться этим до сих пор, развешивая исторические плакаты и постеры в гостиницах, ресторанах и апартаментах. Во-вторых, Монблан – самая высокая гора в Европе, ее высота 4807 метров. В-третьих, здесь удалось объединить сразу 5 совершенно разных по своим свойствам горнолыжных курортов в одном регионе катания. Это не считая нескольких курортов, которые не вошли в карту Шамони, но при этом находятся в непосредственной близости от городка и до них легко можно добраться на общественном  транспорте. В-четвертых, именно здесь находится знаменитая «Белая долина», сложнейший спуск с вершины горы Айгюль-дю-Миди (3842 м) по целине и льду длиной 20 км.. В «Белой долине» новичкам нет места, там даже опытным лыжникам может быть тяжело. И, наконец, в-пятых, Шамони может предложить свою инфраструктуру не только любителям зимнего спортивного туризма, но и почитателям летнего горного туризма.

Круглый год Шамони развлекает своих гостей как может. В городке есть бассейн и комплекс саун, вход около 20 евро, но обязательно в спортивных плавках, в шортах в бассейн не пустят. Такие у них во Франции порядки.

Монблан, как высочайшая вершина Альп, каждое лето привлекает огромное количество альпинистов и скалолазов. Кстати практически на каждой вершине здесь монументально стоят большие деревянные кресты. Как мне объяснили, это дань памяти скалолазам, которые каждый год гибнут на коварных альпийских склонах. Кроме того, в распоряжении любителей летнего экстремального отдыха множество трасс для маунтин-байка, а для фанатов экологического туризма проложены горные пешие трассы. Зимние виды спортивного туризма представлены как в горных лыжах, так и в беговых. За городом проложены бесконечные лыжные трассы. Их особенно много в Аргентьере.

Часто летом зимние горнолыжные курорты вымирают. Здесь же потоки туристов сменяют друг друга, поэтому в любое время года, если есть желание провести свой отпуск в Шамони, надо заказывать гостиницу заранее. Но, как это часто бывает в Европе, на компанию от 3-х человек гораздо выгоднее брать апартаменты. Это намного дешевле и освобождает вас от привязанности к гостиничному ресторану.

Ресторанов разного уровня в маленькой деревушке и в горах море. В центре Шамони на ужин гурманам подают очень вкусные и всегда свежие морепродукты, рекомендую мидии и лягушачьи лапки с французским белым вином. Практически во всех заведениях можно заказать изумительные эльзасские вина: Рислинг, Гевюрцтраминер и Пино гри. Обедать же удобнее на горе, так как на склонах тоже огромный выбор заведений от недорогих забегаловок с пиццей и гамбургерами, до неоправданно дорогих ресторанов с французскими деликатесами. А однообразный гостиничный завтрак лучше заменить свежими национальными продуктами, купленными в специализированных «савойских» магазинах. Рекомендую попробовать савойскую колбасу. Натуральный продукт с оригинальным запахом, очень на любителя, но попробовать стоит – вдруг понравится. Также стоит обратить внимание на савойские сыры. Выбор, конечно,  небольшой по сравнению с другими регионами, всего около 5-7 сортов. Но, например, местный Бри весьма неплох, поэтому его можно не сомневаясь везти в подарок друзьям или коллегам по работе.

Что же касается горных лыж, то покататься здесь действительно есть где. На выбор любителей горнолыжного или пешеходного туризма 5 курортов региона Шамони Монблан и окрестные французские, итальянские и швейцарские спуски. В регионе Шамони объединены: Ле Гран Монт, Ле Тур и Валлорсин (зона катания Бальм), Бревен и Флежер, а также знаменитая Белая Долина. Сами шамонийцы выделяют три зоны катания, которые включены в стандартный скипас. Первый - это Бревен/Флежер. Подъемники на эти курорты располагаются прямо в Шамони, а сами зоны катания соединяются между собой канатной дорогой из двух гондол на 50 человек каждая, которые курсирую без перерыва в противоположных направлениях. Второй регион – Ле Гран Монт. Подъемники на эти склоны находятся в населенном пункте Аргентьер, примерно в 10-15 км. к северу  от Шамони. Весь день из Шамони в Аргентьер курсирует рейсовый автобус, который покрывает это расстояние за 20 минут. Ну а третье место для катания – это курорты зоны Бальм. Подъемники Бальм начинаются из местечка Ле Тур, которое еще немного севернее Аргентьера, а если доехать до конца ущелья, то дорога упирается в деревушку Валлорсин. Здесь вообще нет ничего, ни ресторанов, ни магазинов, но, тем не менее, принимают своих посетителей несколько апартаментов и шикарная новая гостиница с собственным СПА центром. В Европе вообще стараются выжимать максимум из того небольшого, что имеется с точки зрения территории, поэтому даже такая глушь, как Валлорсин занимается развитием инфраструктуры. Вышеупомянутые 3 региона катания включены в стандартный скипас Шамони. Стоимость такого скипаса около 32-35 евро в день, в зависимости от общего срока действия. Кроме этого туристам предлагают приобрести полный скипас Шамони Монблан, по которому можно также подниматься в  Белую долину (отдельно  подъем наверх по канатной дороге в Белую долину стоит 35 евро), или отправиться на один день покататься в итальянский Курмаер. В Курмаер следует съездит в любом случае, независимо от купленного скипаса. Этот курорт от Шамони отделяет всего-то гора Монблан и 25 км. пути. Почему так мало? Оказывается, Францию с Италией уже более 40 лет назад соединил туннель Монблан длиной 16 км. Туннель проходит сквозь самую высокую гору Альп. Он платный, стоит 14 евро в один конец для легковой машины.

Въезжают машины в туннель во Франции, а выезжают уже в Италии. Никакой границы, конечно же, нет и быть не может. Доехать до Курмаера можно и на рейсовом автобусе. Здесь прекрасные склоны, которые удовлетворят как новичка, так и продвинутого гонолыжника. В сезон там очень много свежего снега, отличная еда и роскошные горячие источники, которые, несомненно, стоит посетить (находятся в соседней деревушке Пре-Сан-Дидье).

В нескольких километрах от Шамони располагается регион катания Лез Уш. Раньше Лез Уш входил в скипас Шамони Монблан, но недавно горнолыжный курорт решил развиваться самостоятельно и не делить деньги с соседом, поэтому, если вы отправитесь туда, будьте готовы заплатить стандартные 35 евро за день катания. Этот регион очень понравится новичкам, трасс здесь немного, но они все длинные и пологие. Перепад высот небольшой, курорт вообще невысокий в отличие от всех остальных шамонийских, которые находятся на вершинах гор. Благодаря этому даже в сильный ветер в Лез Уш можно кататься без проблем. К тому же основные трассы курорта проходят по лесу, так что деревья служат дополнительной преградой шквальному ветру. А ветер в регионе порой бушует очень сильный, бывает, что основные трассы даже закрывают несколько дней подряд. С другой стороны горной гряды, примерно в 30 минутах езды на машине, раскинулся грандиозный регион Межев. Если вы выделите один день на катание здесь – не пожалеете, но одного дня, бесспорно мало для такой громады. Здесь нужна неделя, чтобы все объездить.

Бревен/Флежер.

Этот регион катания находится прям в Шамони. От центра городка до подъемников идти наверх 10 минут, правда, делать это не очень удобно в лыжных ботинках  и со снаряжением в руках. Сноубордистам всегда проще, но идти в такую гору несладко даже в удобной спортивной обуви. Именно поэтому многие предпочитают терпеливо ждать автобуса на остановке, а не ковылять наверх по обледеневшему асфальту.

Подъемник Бревен новый, недавно открытый на бумаге у него самая большая пропускная способность во всем регионе. Но при этом он и самый популярный. В выходные сюда лучше не соваться, народищу тьма, особенно в зимние детские каникулы. В очереди за скипасом можно потерять 4-5 часов. А в будни здесь все тихо и спокойно. Трасс в отдельно взятом Бревене немного, большого разнообразия в катании нет. К тому же есть огромный минус: к обеду красные трассы становятся настолько разбитыми, что даже опытным лыжникам трудно спускаться по таким огромным буграм. Любители гладкого снега вряд ли получат удовольствие.  Кстати будьте внимательны, цветовые обозначения трасс в регионе Шамони могут быть не всем привычны. Во многих местах в мире обозначения ограничиваются тремя цветами: синий – трассы для новичков, красный – для катающихся людей, черный – для спецов. Здесь же все немного по-другому: черные трассы – это вообще нератраченные склоны, красные трассы – это спуски для опытных лыжников, и очень опытных сноубордистов, синие подойдут хорошо катающимся любителям горного туризма, а для новичков есть отдельные зеленые трассы. Зеленых трасс в Бревене вообще нет, для того, чтобы попасть на спус для новичков надо перебраться в соседний Флежер.

Флежер курорт намного более разнообразный. Его соединяет с Бревен канатная дорога с двумя гондолами, которые ходят без перерыва в противовес друг другу. Людей возле канатки всегда немало, но очередь движется быстро. В будни вы вряд ли потеряете здесь больше 10 минут. Флежер просто бальзам на душу любителям длинных пологих спусков, а также фанатам скоростных участков. Разогнаться здесь действительно есть где. Путь с самого верха горы до нижних подъемников занимает около 10 минут, подъем на верхотуру - около 30. Главное следить за указателями. Почему-то местные службы каждый день оставляют нератраченными разные склоны. Развлечение у них, что ль такое?! Поэтому даже на знакомой трассе надо быть внимательным, заехать неопытному спортсмену на нератраченный отвесный склон элементарно, а вот спуститься с такой горы сможет не каждый. На курорте Флежер есть несколько бугельных подъемников, хотя в основном все кресельные, но именно бугель поднимает самых отчаянных на вершину горы. Трассы красные и синие часто идут параллельно и пересекаются, так что здесь тоже надо быть внимательными, чтобы не столкнуться с другими.

В общем два этих курорта Бревен и Флежер, соединенные между собой, предлагают горнолыжникам и сноубордистам разнообразные трассы для катания, которые понравятся как начинающим так и профессионалам.

Белая долина.

Подъемник в Белую долину находится в другой части городка, аккурат напротив Бревена. Он представляет собой старый трамвайчик, который курсирует по расписанию вверх-вниз. Тем, кто купит скипас Шамони-Монблан, рекомендую подняться наверх хотя бы раз и необязательно для совершения спуска. Во-первых, этот подъемник включен в стоимость скипаса, а во-вторых, наверху есть смотровая площадка и ресторан. Так что здесь можно поесть с роскошным видом за окном или просто полюбоваться этим видом и сделать пару уникальных снимков на смотровой площадке. Отдельно билет на трамвайчик стоит дорого – 35 евро одна поездка.

Спуск по Белой долине предназначен только для профессионалов, новичкам не стоит переоценивать свои силы. Спускаются группами и только с инструктором, он же является гидом и проводником, одному на этом неподготовленном склоне делать нечего. Трасса здесь ничем не обозначена и никем не проложена - свернуть не туда элементарно, а там уже можно и на лавину нарваться или провалиться куда-нибудь. С самого верха скатиться не удастся, в начале пути придется спускаться всей группой пешком на альпинистской сцепке по узкому хребту. И только пройдя так метров сто, можно будет надеть лыжи или сноуборды. Экстремальный туризм, ничего не скажешь. На протяжении пути, а это примерно 20 км., еще придется снимать лыжи, так что первый переход по хребту не станет последним. Трасса для любителей комфортного катания будет малоприятна. Основное время спуск проходит по льду, который коркой ложится на снег из-за того, что днем снег подтаивает и образуется вода, которая ночью замерзает. Если не обращать внимания на девственную природу вокруг и невероятную красоту общего вида деревни и горной гряды, удовольствие от спуска весьма сомнительное. Все-таки приключения в Белой долине скорее для любителей экстремального горного туризма, те же, кто любит цивилизованный горнолыжный отдых, лучше ездить на другие курорты региона.

Ле Гран-Монт

Это место для любителей скоростного катания. Роскошный спуск с самого верха горы до самого низа занимает около 15-20 минут, причем практически постоянно есть возможность развивать очень приличную скорость, особенно наверху, где уклон трассы немного больше. По сути, на этом курорте нет большого разнообразия трасс. Помимо одной длинной, которую можно пройти двумя разными маршрутами, есть еще небольшой участок трасс и подъемников. Всего три подъемника, и все они поднимают туристов практически в одну точку, откуда уже можно разъехаться в разные стороны.

Что не мало важно для многих именно на этом курорте расположен сноупарк со своим собственным подъемником, так что все очень удобно. Сноупарк богат трамплинам всех уровней сложности, а вот с перилами и рампами дела обстоят не очень, но зато напрыгаться здесь можно вдоволь. Сноупарк раскинулся вдоль основной трассы, он, конечно, огорожен, поэтому можно либо сразу заехать в него, либо уже не заехать вообще. По левую руку один за другим построены средние и большие трамплины, а по правую лежат маленькие, так что здесь все на усмотрение экстремалов, в зависимости от уровня катания. После серии трамплинов, которые идут подряд, небольшая пауза и спокойный выезд на территорию с тремя большими трамплинами для прыжков и трюков. Должен сказать, что даже на небольшой скорости подкидывает на них очень здорово, новичкам лучше не пробовать.

Бальм.

Зона катания Бальм стартует из двух городов: ближнего к Шамони Ле Тура, а также Валлорсина, что находиться чуть дальше по горной дороге. Если смотреть на природу, то Ле Тур самый бедный курорт среди всех шамонийских. Здесь голые склоны, без деревьев и вообще без какой-либо растительности, несколько бугельных подъемников и пара-тройка длинных скоростных спусков. Совсем другое дело Валлорсин. Если подняться в Ле Туре на самый верх и поехать налево от подъемника, пересекая одну за другой скоростные трассы, то можно приехать в соседний курорт. Там одна длиннющая лесная трасса, которая петляет подобно горному серпантину. Спуск в Валлосин займет минут 20, он совершенно не скоростной, с обилием поворотов на гладкой укатанной трассе. При этом удовольствие от такого долгого спуска вы получите невероятное, а главное, что вокруг красивейший зимний альпийский лес. Особенно здесь, конечно, красиво во время снегопада или сразу после него, когда деревья стоят окутанные белой снежной пеленой. Спуск упирается в железнодорожную станцию Валлорсин. Окинув взглядом место, можно увидеть только подъемник, до которого нужно идти через железнодорожную дорогу, полупустую парковку для автомобилей и очень мало людей – красота и спокойствие. Правда у этой трассы есть один большой минус – в выходные ее часто перекрывают для соревнований спортивных школ.

Регион Шамони поражает своим размахом и организованностью. В отличие от соседнего Межева здесь нет такого количества трасс на квадратный километр территории, но из того, что есть, здесь привыкли выжимать максимум. Конечно, к Шамони есть  претензии по подготовке склонов, кроме того, в некоторых местах неоправданно дорогая еда, и инфраструктура самих горнолыжных курортов не так развита, как, например, в Австрии, где последние годы именно в развитие инфраструктуры вкладывают большие деньги. Но, тем не менее, регион оставляет у туристов очень теплые впечатления. Возможно дело в магическом влиянии Монблана, а может, во всем виноваты люди, которые продумали и построили курорт Шамони таким, какой он есть. Здесь вкусно кормят, великолепная природа, горы на любой вкус, хорошая инфраструктура и отличная публика. А что еще нужно любителям горнолыжного отдыха.

 · 6 · 0 · 0
 Anchik 13
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 4910  ·  20-12-2014 в 13:52 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Статья замечательная. Все четко и правильно. 20 декабря открылся подъем на ледники Аржентьера заработали подъемники. Не надо метаться ждем вас на Новый год в местечке Аржентьер в уютном шале. Здесь классно. хозяева русские Анна и Олег. они так гостеприимны не надо ломать язык. все что надо человеку чтобы оттянуться и отдохнуть. все есть.


 · 0 · 0