ВАШИ СТАТЬИ · 400
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  14 февраля 2012 года  /  Европа  /  Ponkrat

Была такая страна?

Раз в год, а то и чаще в мировых СМИ проходит информация о том, что величайшее достижение народной демократии, район Христиания, расположенный в Копенгагене, закрывают. В этом году информация о закрытии прошла. Правда это или нет? Закрывают или дадут пожить?


Дания одна из самых развитых стран Европы. После США занимает второе место по объемом выделяемой помощи другим странами. В стране 5 млн. человек. 12 % от общего числа трудоспособного населения сидят без работы. Однако в Дании можно жить, не работая. Здесь бесплатное образование, медицина, большие пенсии и приличные пособия. В стране, где не на словах, а на деле построили демократическую модель социализма, есть даже особая категория людей «социальщики». Они умудряются всякий раз не только продлевать пособия, но и выпросить дополнительные средства на одежду, мебель, учебу. Государство смотрит на них сквозь пальцы - главное, чтобы не нарушали закон.

Но есть в Копенгагене место, где демократии слишком уж много. Так думают некоторые датские чиновники. Всего в двадцати минутах ходьбы от Датского парламента находится одно из самых замечательных мест Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы (есть даже россияне). Обыватели, озверевшие мещане, этот район не любят, делают вид, что его нет. Однако Христиания, сбывшаяся мечта хиппи, существует. Или «существовала»? Тридцать лет назад первые поселенцы назвали Христианию «свободным городом». Хотя было бы справедливее назвать это место «свободным государством». У него есть собственный флаг - три желтых круга на красном полотнище. Связь с сюзереном, то есть с Копенгагеном, в центре которого Христиания расположена, минимальна. От Христиании требуется только исправно платить налоги. Формально большее число жителей Христиании - подданные Датской короны, но сами себя они считают гражданами мира. Ведь часть их - бывшие хиппи, сохранившие верность идеалам этого мощного молодежного движения 60-70 гг.

Вся Христиания уместилась на 36 гектарах. Для 1000 человек христианцев места более, чем достаточно. У «страны» есть своя небольшая, но очень бурная история. Она напрямую связана с новейшей историей США. В 1969 году президент Никсон проводил в отношении Вьетнама политику «тотальной войны». Массированные бомбардировки, распыление ОВ и напалм должны были заставить вьетнамцев перебраться в районы, контролируемые американским войсками. В августе 1969 года Хошимин призывал свой народ «сражаться до полной победы, добиться вывода американских войск и объединения севера страны с югом». В августе 1969 г. в США проходил всеамериканский съезд «партии цветов». Так журналисты назвали трехдневный музыкальный фестиваль Вудсток. Его посетили четыреста тысяч человек, в основном хиппи. Ожидали Дж. Моррисона, но дух шамана предсказал ему быть убитым на Вудстоке. На фестивале пели свыше 30 исполнителей и коллективов. Хендрикс получил за двухчасовое выступление 18 тыс. долл. Первоначально организаторы собирались получить со зрителей входные деньги, но не удалось, все пошло по какому-то своему хипповому пути. Несколько хиппи-матушек родили нескольких хипи-малышей прямо на поле, перед сценой Вудстока. Про хиппи. Это молодежное движение родилось в 60-х гг. прошлого века в негритянском гетто Сан-Франциско. Одна из отличительных черт хиппи - протест против войны во Вьетнаме. Они также пропагандировали свободную любовь и мир во всем мире, употребляли наркотики, жили общинами. Хиппи считали, что работать грешно, что нужно любить свое тело и стремиться к удовлетворению сиюминутных желаний. Правила хиппи: занимайся своим делом; не суетись; делись с другим, тем, что не нужно тебе; ни к кому не лезь; не верь никому старше тридцати. Фенечки, длинные волосы, борода, мундиры и этнические одеяния, - все это хиппи. «Хиппи» на сленге - значит «толстозадый», «широкобедрый». Кличку придумали журналисты-хиппи ходили в облегающих джинсах. Обыватели называли их «чудаками», «цыганами», «кочевниками». В августе 1999, на тридцатилетие старого Вудстока прошел новый, в местечке Согертис, штат Нью-Йорк. Долларовая пицца стоила 11 баксов. Приехали бывшие хиппи со своими детьми, прагматичным и равнодушным поколением белых отморозков. 34 млн. долл. стоил праздник. Многие музыканты отказались принимать в нем участие, выразив тем самым протест против коммерциализации великой идеи любви, мира и музыки. Билеты стоили 70 долл., их распродали. Но посетителей было слишком много, и на шоу стали пускать без билетов. Новый Вудсток назвали «пепсикольной пародией» на старый. А еще новый фестиваль назвали Мадстоком, поменяв «вуд» - «дерево» на «мад» - «грязь». Стояли две сцены - северная и южная. Велась трансляция на 27 стран. Выступили 50 команд. Движение хиппи ширилось и вскоре добралось до Европы.

В 1971 г. в Дании, в Копенгагене, проходила выставка «Давать и Брать», на которой хиппи со всего мира показывали себя, свои поделки, картины. Им всем надо было где-то жить. Была выпущена альтернативная газета. Одна из статей посвящалась военным баракам и казармам, которые оставили военные. Газета предложила десятки способов использовать эти помещения. Предлагалось, к примеру, отдать дома молодежи, которая не смогла устроиться в жизни. На углу улиц Принцессегаде и Ревхалевей хиппи проломили глухую стену и самовольно заняли пустующие казармы. Власти не были против: когда антисоциальные элементы живут вместе, за ними легче присматривать. Вскоре в Христианию стали перебираться люди далекие от хиппи. Они жили в палатках и вагончиках без света и воды. Бытовую неустроенность перевешивало желание быть подальше от городской суеты.

Здесь можно было расслабиться на полную катушку. В Христиании свободно продавались гашиш и марихуана (сегодня их тоже не проблема купить, лежат на ул. Барыг, Пушерстрит, на центральном рынке Христиании, совершенно свободно). В Дании наркотики, как легкие, так и тяжелые запрещены. Свою территорию христианцы объявили свободной от тяжелых наркотиков. А гашиш и, уж, тем более марихуану наркотиками не считают. (В свое время курили Вашингтон, Линкольн, Конан-Дойл и Шерлок Холмс, Дюма и граф Монте-Кристо, Эдгар По, Рембо, Бодлер и многие другие известные любители опия, марихуаны и гашиша, реальные и литературные). Известно, что хиппи использовали легкие наркотики в медитативной практике, для расширения сознания. Кроме того, к марихуане или гашишу не привыкаешь, они безопасны, стало быть, запрет на их употребление ограничивает свободу личности. К тому же продавцы канабиса и хаша платят налог, пополняя тем самым бюджет Христиании. Торговля легкими наркотиками играет важную роль в экономике страны. Но большинство христианцев зарабатывают на жизнь не этим. Некоторые живут на пособия от соседней Дании. Некоторые сколотили состояние еще до переселения в Христианию. Кто-то зарабатывает деньги, собирая велосипеды или продавая экологически чистые продукты.

Художники живут за счет продажи своих произведений. Лаури Грундт, 1923 г.р., учился в Осло, стажировался в Италии и Франции, его персональные выставки устраивались в Норвегии, Дании, Германии. Он приехал в Данию из маленького норвежского городка. Это было в 60-х гг. Дома, в Норвегии, обыватели показывали на него пальцем и говорили: «Он стал художником - вот дубина». В 1973 году, то есть через год-два после основания «свободного города», пятидесятилетний художник перебрался из Копенгагена в Христианию, на улицу Кебенхавн. Господину Грундту за 80. Супруга значительно моложе, преподает химию в Университете. Они живут на последнем этаже одной из бывших казарм. В единственной комнате и гостиная, и спальная, и туалет, и мастерская. Художника волнует множество тем: религия, политика, секс, любовь, война, место художника в современном мире, конфликт человека с окружением, психологическая конфронтация, контраст воображаемого и реального. Вдохновение черпает в искусстве Китая, Африки, картинах художников Возрождения, Сезанне. Его картины занимают несколько стеллажей в доме. Их никто не покупает. Грундт из тех художников, чьи произведения, видимо, станут популярны после смерти автора. Герои его работ: королева Дании, Бен Ладен, Арафат, Христос…В 99 году на него что-то нашло, и он нарисовал Нью-Йорк: башни-близнецы, а над ними черные облака…Его работы политизированы, остро сатиричны. Проблему он выворачивает наизнанку и копается, копается в ней, как хирург во внутренностях больного, лежащего на операционном столе. Женщин художник видит не всегда в прекрасном свете. Что-то в его работах определенно есть. Пока люди до его картин не доросли. Лаури зарабатывает на скульптуре малых форм: лепит голых теток для сервантов. Жена и Роза Люксембург- две главные музы художника. Помимо живописи Лаури пишет стихи, играет на скрипке. Любит Чайковского и Грига. Обожает балет, театр, литературу, Гоголя, Чехова, Тургенева, Достоевского, Аксенова, Горького, читает Ленина, Троцкого (считает последнего большим писателем). Как всякий художник он малость «того», со странностями, но о политике мыслит здраво, полагает, что чиновники хотят закрыть Христианию «…из-за денег. Они хотят денег. И они ненавидят, когда люди могут организовать свою жизнь без участия чиновников, то есть самостоятельно.

Лет тридцать назад жители Копенгагена без спроса заняли помещение пустовавшей фабрики. Они организовали там ателье, артистическую школу, ресторан. Через год полиция всех выгнала, а обустроенное здание досталось муниципалитету. Нечто похожее хотят сделать и с Христианией». За время существования эта маленькая страна обзавелась приличной собственностью. Возникнув в 70-х гг. как прибежище хиппи и панков Христиания стала самостоятельной городской коммуной со своими правительством, бюджетом и законами. У людей, верящих в свободную любовь, появилось электричество и водоснабжение, аптеки и детские сады, госпитали, бары и рестораны, свечной заводик, фабрика косметики, общественную баня, типография.

В Христиании десять предприятий общественного питания. Это семейные ресторанчики. В основном в них работают «гастарбайтеры» из Копенгагена. Зарплаты на предприятиях Христиании выше, чем в среднем по Дании. В конце недели, иногда в конце каждого рабочего дня, проходит собрание трудового коллектива, где решаются вопросы бизнеса. Каждый имеет право высказаться. В ресторанах, кафе и барах всегда много народа, датчан и туристов, которые не поленились и дошли до Христиании. Ежедневно ее посещают около полутора тысяч человек, так что туристический бизнес - еще одна важная статья дохода. Для туристов организованы специальные маршруты. Им показывают заводы по производству свеч и косметики, общественную баню, типографию и госпиталь. Гости посещают радиостанцию, знакомятся с системами сбора и переработки мусора, очистки воды.

В Христиании работает несколько «зеленых бригад», которые занимаются экологией. В восьмидесятых годах правительство Дании поручило одной частной фирме разработать план по благоустройству территории. Была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что благоустраивать в Христиании нечего. Здесь есть все, что нужно для нормальной жизни - есть даже своя почтовая служба. Дома в Христиании без номеров, все письма приходят на почту, которая стоит на ул. Лодочников. Далее корреспонденцию развозит местный почтальон. Он и так знает, кто-где живет. Ему номера ни к чему.

Вместо номера дома на конверте пишут так: «Дом на ветках - Ричарду»; «Дом башмаков - Матильде»; «Школа факиров - чародею Касперу», «Дом оперы - Францу». Все эти чудеса зодчества находятся в собственности общины. В Христиании нельзя купить или продать землю, недвижимость. Ими владеет Дания, в лице Министерства обороны. Если жилплощадь освобождается, то Общее собрание (высший орган Христиании) или Домком решают, кто может занять освободившуюся квартиру. Менее важными вопросами занимается Общественный совет, который состоит из представителей от 15 районов Христиании (Южная территория, Арка мира, Прерии, Дом со звоном, Млечный путь, Заводской район, Дом льва, Голубая карамель, Хогвид, Южный Диссен, Средний Диссен, северный Диссен и пр.).

Каждый район управляется выбранными представителями и собранием. Другие органы самоуправления. Экономическое собрание. Управляет кассой взаимопомощи. Финансирует общественную деятельность. Собрания - раз в месяц. На общем собрании избирают казначея. Он подписывает договоры с магазинами и предприятиями. Казначейская группа состоит из 15 казначеев, по одному от каждого района. Они обязаны выдать деньги, если люди попросят. Совет по бизнесу. Занимается вопросами предприятий. Решает, сколько лотков-палаток можно выставить на рыночной площади, какой магазин может работать, а какой нет, кому продлять лицензию, а кому нет. Совет состоит из главного казначея и представителей от коммерческих структур. Собрание кооперативных рабочих, трудовых коллективов. Проводятся на каждом рабочем месте после трудового дня или недели. Обсуждаются вопросы закупок, производства, вложение средств (упоминался, см.выше). Собрания домовых комитетов (заходила речь, см.выше). Поддержание в порядке коммунальной системы, персональные конфликты, выселение-заселение.

Добрососедство - жизненно необходимо для Христиании. Персональная свобода не должна мешать остальным. Время от времени вспыхивают конфликты, которые урегулируются собранием. На собраниях не голосуют, а ищут такое решение, которое устроило бы всех. Если, что-то, кого-то не устраивает, то решение не принимается. Это и называется народной демократией. Империалистам она очень не нравится. У Христиании нет своих законов, но есть несколько запретов: нет - тяжелым наркотикам, оружию, насилию, нет - сделкам с землей и недвижимостью.

Регет живет в самом старом доме Христиании, в бывшем пороховом складе, 1688 года. Она переехала в Христианию вместе с матерью и отчимом, когда ей было 7 лет. Сейчас у нее своя семья: муж и четверо детей. В теплое время года их день начинается с завтрака на открытом воздухе. Такое вряд ли себе позволишь в Копенгагене, за пределами Христиании. Регет, как все, ежемесячно платит за коммунальные услуги - ок. 700 крон и фиксированный налог - 880 крон с человека (совершеннолетнего). Бабки Христиании. Общий фонд - 10 млн. крон. 66 % поступает от платежей за пользование недвижимостью (в среднем 700 крон) + фиксированная плата, которую платят все совершеннолетние (880 крон с человека). Бизнес платит отдельно. Годовой бюджет принимается на Общем собрании. Приход-расход обсуждается на ежемесячных Общих собраниях. Бюджет потрескивает, потому что ежегодно 10-20 % жителей не платят или случаются непредвиденные расходы. Бывает, что какое-то предприятие на пару месяцев закрывается, а деньги от него уже заверстаны в бюджете - вот и дыра. В тоже время христианцев называют «идеальными гражданами», потому что сначала 90 гг. госказна получает все до последнего эре. Из бюджета деньги в первую очередь выделяются на детские институты, вывоз мусора, реконструкцию зданий, почту, информационный офис, на содержание местных органов власти, чистку труб. Остальные деньги идут на поддержание электросетей, водопровода, канализации, культурную политику, издание своей газеты. У всех районов есть свои фонды. 10% от подушного налога поступают в районный фонд, 38% - в коллективный, на внутренние расходы общины и 52 % уходит на покрытие налогов, государству. Весь внутренний бизнес получает лицензию в местном совете и платит налог на добавленную стоимость, ренту, налог за пользование водой, светом, канализацией и т. д. Деньги идут общественному фонду. А те, кто регистрируется не в местных органах, платит сразу казне. Регет содержит конюшню и школу верховой езды. Лошади для нее - это материальная независимость. Родители покупают своим чадам абонемент на лошадиные катания. Часть конепарка принадлежит частным лицам, которые оплачивают уход и пребывание своих питомцев в денниках. Если власти закроют Христианию, то лошадей придется сдать на мясо. Для Регет- это катастрофа.

Катастрофа ожидает и молодых музыкантов Христиании. Они пишутся в студии «Вентура рекордс», практически, бесплатно. У хозяина студии Ричарда 20-30 постоянных клиентов, пришлых музыкантов из Европы и Америки, которые платят за запись своих альбомов. Где будет писать свои гитарные партии Эрик Уинтер из группы «Сортепер», когда Христиании не станет? «Сортепер» по-датски - «неудачник». Группа исполняет песни о политике и Христиании. Если чиновники закроют студию, музыкантов бесплатно или за прибыль от продажи дисков никто записывать не станет. Ричарда и его бойцовый пес Ивел намерены оказать достойное сопротивление, когда их придут выселять.

Но, действительно ли, власти собираются закрыть свободный город? Правительство, министерства внутренних дел, обороны и юстиции не однократно беспокоили христианцев. Чиновникам не нравилось, что в Христиании торгуют легкой наркотой (тяжелой в Христиании давно нет, см. выше, запрещена). Но даже если убрать наркоторговлю из Христиании, количество наркоманов в Дании вряд ли уменьшится. Официальные лица требовали содержать здания на должном уровне. Эта проблема решена полностью. Значительная часть средств идет на поддержание жилищного фонда. Сегодня выселить тысячу человек, не привлекая внимания СМИ, довольно сложно. Да и раньше эти попытки оканчивались провалом. Полиция применяла дубинки - жители в ответ строили баррикады и писали петиции в «Международную амнистию». За Христианию брались, но всякий раз отпускали, оставляли в покое. Хроники борьбы за свободу и братство. Сначала чиновникам не понравилось, что Христиания не платила за воду и электричество (был такой период на заре становления). В обмен христианцы потребовали от правительства политического признания того, что Христиания - это «социальный эксперимент», а не банда наркоманов и неплательщиков. Правительство сменилось и забыло про обещание не трогать людей.

В очередной раз ее решили закрыть 1 апреля 1976 года. Но к тому времени в Христиании открылись общественная баня, детские сады, цех по переработки мусора, магазины, заводы. Была создана Армия радуги. Жители делились на группы, у каждой свой цвет, каждая выполняла определенные задачи. Красные проводили акции в поддержку Христиании за ее пределами, зеленые занимались сбором продовольствия и т. д. Датские рок группы давали концерты в поддержку коммуны. Первого апреля ничего не случилось. В последнюю минуту правительство отложило закрытие. В 1978 Христианию пытался закрыть Верховный Суд. Но в район явились тысячи людей. Христиания выставила кандидатов в Горсовет Копенгагена. Кандидаты потребовали оставить Христианию в покое. Оставили. В конце 70-х гг. Христиания начала оздоровительную программу среди своего населения и отлов дилеров, которые распространяли тяжелые наркотики. В 1980 гг. дилеров не стало, а всех наркоманов-христианцев отправили на лечение. В Швеции поднялась волна недовольства. Кричали, будто бы Дания - наркотический центр Северной Европы. Делегация от Христиании отправилась в Швецию, где прошла маршем любви по Мальмё, Гётеборгу и Стокгольму. На несколько лет о Христиании позабыли. Это дало возможность общине открыть новые магазины, рестораны, службы. Христианцы установили контакты с американскими индейцами, которые жили в резервациях и коренными жителями Гренландии (гренландцев немало живет сегодня в Христиании).

В 1987 году Правительство публикует план по легализации Христиании и назначает комиссию по переговорам с общиной. Христиания потребовала тогда помочь привести в порядок дома, оставить в покое институты общественного управления и снизить налоги. В 1989 году полиция закрыла все торговые точки, оставила без лицензий бары. Торговцы получали лицензию в органах самоуправления Христиании. Тогда же деятели андеграунда обустроили хип-хоп сцену и площадки для граффити. Рэп-команда «Уоут фо тракерс» спела песню «Руки прочь о Христиании». В 1990 году Минобороны, главный владелец недвижимости, подготовило доклад о том, каким военные видят будущее вольного города. Их план разделял Христианию на две части. Одна - освобождалась бы от жителей и приобретала деревенский вид. Другая - городской, куда переселили бы жителей из деревенской части. «Социальный эксперимент» продолжался бы только на городской части, под контролем государства. Более 90 % жителей высказались против плана по разделению и переселению. Прокатились демонстрации. Режиссер Нильс Вест снял фильм «Христиания - ты украла мое сердце», о жизни внутри общины. В 1991 году СМИ накинулись на Христианию. Они описывали ее, как загнивающее, криминализированное общество. Христиания ответила «Зеленым планом». Совместно с оборонным ведомством была создана комиссия по поддержанию зданий в надлежащем состоянии, отремонтирован водопровод вековой давности. Христианцы собирались поставить водоочистительные фильтры и завод по переработке мусора, обеспечить себя энергией из восстанавливаемых источников. Христиания хотела расширяться. Новые жилища предполагалось устраивать на плавучих баржах, которые загнали бы в канал на окраине.

В 1992 году рента увеличилась до 800 крон. Горсовет погашал только 500 и только безработным. Начались переговоры, которые ни к чему не привели. Зато культурная жизнь процветала. Приезжали рок-команды из России, техно-группы их Лондона. Полиция начала компанию по очистке Христиании от гашиша. 70 полицейских 18 месяцев, день и ночь дежурили на территории вольного города. Но продажи гашиша в Копенгагене не уменьшились. Зато ситуация в Христиании накалилась. Полицейские применяли дубинки. Жители строили баррикады. За решеткой оказывались ни в чем неповинные туристы, дети, даже один священник (любители пыхнуть?). Христианцы обратились в организацию «Международная амнистия», наняли адвокатов. По улицам ходили люди в форме. Вместо надписи «полиция» красовалась надпись «идиоты». Массовой акцией курения гашиша отметили в Копенгагене первое мая. В марте 1994 года Минобороны и юстиции пригрозили закрыть Христианию, если не закроется рынок гашиша на ее территории. Христиания выразила сожаления, что Парламент «не в состоянии закрыть полицию за то, что та не может справиться с наркотиками». «Международная амнистия» и датские кормилицы начали компанию по дискредитации полиции, в результате действий которой пострадало множество невинных людей. Продавцы гашиша объявили пятидневную забастовку. Прошла демонстрация против тяжелых наркотиков. Полиция сняла кордоны, и Христианию опять оставили в покое.

В 1995 году в Христиании подросло столько детей, что для них открыли 4 новых группы. Сам сад расположился в экологическом доме с солнечными батареями и биотуалетами. Культурная жизнь бьет. Молодежь валит в Христианию толпами. Для ее досуга созданы все условия: построен скейтодром, в клубы приезжают музыкальные команды, проводятся фестивали. В Христиании пели Аланис Мориссетт, Блер, Боб Дилан, Грин Дэй, Рэйдж Эгенйст Зе Машинз, Портисхэд. В июне 1996 года Христиания и Минобороны попытались разработать новый план развития, но не пошло. На полуострове Ютландия, в городе Эбельтофт живет Пэр Далгаарт, директор юридического отдела Народной партии Дании, партии консерваторов и националистов. Члены считают эмигрантов людьми второго сорта, подлежащих высылке. Партийцы были бы не прочь избавиться даже от тех, кто приехал в Данию 30-40 лет назад. В парламенте правые от НПД составляют коалицию с другими правыми партиями, и Христиания для них, как бельмо на глазу.

Господин Далгаард полагает, что в этот район Копенгагена нужно ввести силы полиции. Они будут охранять рабочих, которые снесут «ужасные» дома и построят на их месте аккуратные типовые постройки. Если жители свободного города не смогут оплатить новое жилье, то им придется искать квартиры поскромнее. «В Христиании нет полиции, и там находят убежище преступники. В Христиании они чувствуют себя, как дома. Мы не можем этого допустить. Поэтому Христиания будет закрыта. Повторяю - будет закрыта»,- категорично заявляет Далгаард. –«Эта акция не простая прогулка по парку. Но мы не можем допустить существования внутри Дании криминального государства. И у нас его не будет!» Депутаты от народной партии убедили парламентское большинство в том, что Христианию следует закрыть. В апреле 2004 года фолькетинг потребовал от общины прекратить торговлю гашишем и допустить на территорию полицию. Однако требования остались не удовлетворенными. Полицейские говорят, что уничтожить эту почти независимую территорию можно только точечными бомбовыми ударами. В 2007 г. прошла информация о том, что Христиания закрыта. Но ее снова не закрыли. Она просуществовала весь 2008 г. В 2009 г. снова сюжеты и статьи о закрытии, уже окончательном. Или нет?

В случае, если Христианию все-таки закроют, дом Кати снесут. Кати 50 лет. З0 лет назад она пришла в Христианию, чтобы просто посмотреть, как живут люди. Ей понравилось, и она решила статься. В Христиании родились трое ее детей. Они тоже живут в Христиании и уезжать не хотят. Кати - сварщик и кузнец. Раньше работала педагогом и социальным работником. Но подруги предложили ей освоить новую специальность. Так в Христиании появилась женская, кузнечная бригада. Кроме подруг в цехе работают и мужчины. У них свой коллектив и в дела коллег женщин они не лезут. Кати считает, что «Христиания стала очень дорогим местом в Копенгагене, и власти хотят отобрать этот район, застроить его домами, которые можно продать состоятельным людям». В то, что власти стремятся закрыть Христианию из-за наркотиков и криминала, она не верит: «Жизнь показала, что если запретить наркотики в одном месте - они появляются в другом. А люди криминального склада все равно такими и останутся - здесь они живут или еще где-то».

Также думает и Брит. До переезда в свободный город она снимала комнату в Копенгагене, училась в университете. Однажды ее уговорили поработать пару месяцев воспитателем в Христиании. Пара месяцев растянулась на годы. От общины Брит получила две комнаты в бывшей казарме. Девушка работает в группе продленного дня с детьми 10-14 лет, ходит с ними в бассейн, музеи, гуляет по Копенгагену. Детские учреждения содержатся на средства, выделяемые из бюджета Христиании (см.выше). Если группе продленного дня что-то нужно, то Брит делает заказ - ей все привозят.

Но дети и сами много чего делают из подручных, экологически чистых материалов-деревяшек, камней и пр. Брит считает, что такое творчество раскрепощает ребенка, развивает воображение. В Христиании дети становятся свободнее. У Брит нет специального образования. Но в Христиании оно и не требуется. Чтобы работать с детьми, не нужен диплом, достаточно быть хорошим человеком. Наркотики и криминал - это, конечно, серьезно. Но язвы общества - не повод для того, чтобы калечить жизни тысячи человек.

Закрывать Христианию ради интересов строительных компаний, ради того, чтобы понастроить бетонных коробок, ради того, чтоб срубить денег? Людей на деньги не меняют. Руки прочь от Христиании! Негодяи.

 Ponkrat 67
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Руководство для автопутешественников по Xорватии
    Хорватия уже давно стала очень любимым нашими соотечественниками курортом. Мягкий климат, в меру агрессивное солнце и нежное море создают чрезвычайно благоприятную обстановку для отдыха. Тем, кто быстро восстанавливается после городского ритма и хочет получить максимально положительных впечатлений от своего времяпрепровождения в Хорватии, удастся достичь желаемого, если попутешествовать по стране.
  • Плитвицкие озёра, Хорватия
    Плитвицкие озёра являются достопримечательностью номер один в Хорватии. За возможность увидеть это чудо природы туристы отдают по 200 евро с носа и выдерживают более чем пятичасовую автобусную поездку в каждом направлении. За что платят туристы? Что хвалят хорваты? Почему место считается уникальным? Ответы на некоторые из этих вопросов будут приведены в статье.
  • Как найти парковку на Сицилии и сэкономить на аренде автомобиля
    Сицилия - это остров-Диснейленд. Здесь есть пещеры и вулканы, фонтаны, населенные каменными чудовищами, и моря с тропическими рыбами, средневековые замки и ветряные мельницы, греческие храмы и арабские мечети, солнце и снег, белый мрамор и черный песок. Для тех, кто хочет все это посмотреть, потрогать и запечатлеть на камеру или фотоаппарат, лучшего способа передвижения, чем автомобиль, не найти. Но турист, впервые оказавшийся на Сицилии, может столкнуться с непредвиденными расходами, связанными как раз с арендой машины. Чтобы с вами такого не случилось, воспользуйтесь нашими советами.
  • Долина Шамони. Пять горнолыжных курортов в одном
    Про многие места на земле говорят – рай для горнолыжников и сноубордистов. Эта банальная фраза подходит для разных регионов Альп, для гор Колорадо, для японских склонов или российских диких спусков. Но есть на карте мира места, которые в силу своего географического расположения могут предложить отдыхающим несколько больше, чем один горнолыжный курорт и спортивный туризм в рамках одного региона. Таким местом, безусловно, является долина Шамони, исторический центр французских Альп.
  • Курмайор. Итальянская глубинка у подножья Монблана
    У каждого свои понятия об идеальном горнолыжном отдыхе. Кому-то нужно, чтобы была целина и сноу парк, кому-то чтобы было много разнообразных трасс на одном курорте, а кто-то привык проводить весь день на горе, а весь вечер в термальных источниках. Итальянский Курмайор (Курмайер) как раз для таких любителей горного спортивного туризма. После полученного от катания удовольствия, роскошного релакса в природных водах горячих источников и очень вкусной итальянской еды, возвращаешься домой в Россию с колоссальным зарядом энергии…