ВАШИ СТАТЬИ · 400
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  18 октября 2009 года  /  Инсталляция  /  Екатерина Грехова

Необычный мир инсталляций

Собираясь на лекцию со швейцарскими художниками Гердой Штайнер и Йоргом Ленлингером, я слабо представляла себе, что такое инсталляция. В голове крутилось, что- то от английского install – вставлять, устанавливать. Но как это выглядит?


Необычные люди

В коридоре арт-центра «Гараж» по пути к кинозалу, где через несколько минут должна была состояться лекция, я встретила необычную женщину. В ней удивляло все. Ее прическа- кудрявое каре с очень короткой, немного детской челкой. Одежда- яркая, аляпистая рубашка, а-ля американский стиляга 70-х, поверх нее черный сарафан на бретельках, под всем этим еще спортивные штаны Адидас. Но главное она шла босиком!  Холодно, наверное, подумала я,  но почему же тогда босиком? Странное место, недаром что центр современной культуры.

В зале помимо меня сидело еще пять человек. Да, непопулярно у нас сегодня современное искусство. Через десять минут после того, как в громкоговоритель раз пять объявили о начале лекции, в зале появилось еще человек семь. Все это время на краю сцены, болтая ногами, сидел и что-то искал в ноутбуке  мужчина лет 40-45, в рубашке цвета яичной скорлупы, красных спортивных штанах и, что самое удивительное, тоже босиком.  «А, наверное, это и есть дизайнер, а где же его напарница?». Тут в зал вошла та самая необычная женщина, которая рядом со своим коллегой уже не казалась такой оригинальной. Лекция началась.

Надо сказать, что и лекцией-то это было сложно назвать, просто встреча с интересными людьми, которые показывали на большом экране фотографии своих работ и параллельно рассказывали, что вдохновило их на создание той или иной инсталляции,  из чего она сделана и кто был заказчиком. Интересно, просто и открыто. Даже сухая речь переводчика (сами дизайнеры говорили на английском) не убила ощущения, что ты ученик знаменитого мастера, который раскрывает тебе секреты своей работы.

Бедная Лолита, или Как морж попал в Мадрид?

Больше всего меня поразила история создания инсталляции с моржихой Лолитой. Ее макет дизайнеры увидели в Зоологическом музее Мадрида и посчитали, что ей скучно и одиноко находиться там, в серой обстановке, вдали от мира природы. Они попросили Лолиту у дирекции музея (и что самое удивительно им ее предоставили, не взирая на то, что это редкий экспонат 1911-го года!), и так родилась инсталляция «Как морж попал в Мадрид?»

Лолиту художники поместили в белую просторную комнату. Окружили фантастическими красно-желтыми цветами, бутоны которых были нарисованы на потолке, а стебли и корни свисали в зал. К потолку так же были подвешены аквариумы с морской водой, соединенные между собой трубами, как сообщающиеся сосуды. Этим дизайнеры хотели дать Лолите возможность не только почувствовать себя как дома (то есть в Арктике), но и увидеть такую флору и фауну, которая бы в настоящей жизни ей даже не приснилась.

Еще в знак уважения к Лолите художники сделали уголок, посвященный обрядам и верованиям разных народов мира, связанных с моржами. Так, например, на Гаити верят, что богиня моржей может  найти пропавших людей с помощью своих длинных усов. А в Болгарии, ангелу в виде моржихи приносят конфеты и сладости, чтобы избавиться от зубной боли.

Цветочный дождь

Одна из самых красивых, на мой взгляд, инсталляций дуэта художников  «Цветочный дождь» была создана в Венеции и представляет посетителям Швейцарию.

Итак, представьте себе белоснежную церковь, посреди которой стоит огромная белая круглая кровать, на которую вы можете лечь и взглянуть наверх. А от туда на вас летит дождь из самых разнообразных  цветов. Белые, синие, розовые, красные, желтые…для инсталляции было использовано более 50-ти тысяч самых разнообразных цветов, как живых, так и искусственных, а так же различные растения, ветки деревьев, корни. На вопрос, почему именно цветочный дождь для них стал символом Швейцарии, дизайнеры заворожено улыбнулись и ответили, что их родина - настолько прекрасная страна, что кроме как с дождем из ярких цветов ассоциироваться не может. Что ж, глядя на их просиявшие лица, хочется в это верить…  

Как это начиналось?

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, создаваемая художником из различных бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, а также из текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и художники-сюрреалисты, которые создавали в своих произведениях нереальные образы, плод фантазии,  конструируя сверхреальность. Цель инсталляции - создавая  необычные сочетания обычных вещей, придать им новый символический смысл. Эстетическое содержание - в игре этого смысла, который изменяется в зависимости от того, где находится предмет - в привычном быту или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.  В Европе и США это искусство рождается в 1960-х гг. Первая инсталляция в СССР — проект В. Комара и А.Меламида «Рай» (1973), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика.

Сегодня искусство инсталляции не стоит на месте. В век новых технологий появились видеоинсталляции. Для их создания используются  фото-, слайдо-, кино-, видео- элементы, а так же лазерные установки. Одним из наиболее известных создателей видеоинсталляций является американо-корейский художник Нам Джун Пайк (Nam June Paik). Его работы раскрывают темы времени и памяти, природу музыки и искусства, суть сенсорного опыта. Так, в его инсталляциии TV Garden природа, технологии и искусство вступают в поэтический союз. 120 телевизионных мониторов выступают в роли экзотических цветов в пышном саду из 600 растений.

В ближайшее время в Москве инсталляции можно посмотреть на «Винзаводе». С 12-го по 20-е октября там будут выставляться работы американского художника Марка Дженкинса. Также  в «Галерее pop/off/art», где с 12-го  по 31-е октября можно увидеть работы Александра Сигутина. И на ПRОЕКТЕ_FАБRИКА. Здесь до 18-го октября будут демонстрироваться инсталляции Виталия Пушницкого.

При создании  материала использована информация с сайтов www.wikipedia.ru, www.visaginart.nm.ru

 Екатерина Грехова 1
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 2740  ·  08-12-2013 в 21:06 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

отличное содержание!!



Читайте также:

  • Римская хартия. Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций ПР–консультантов ICO
    Принята в октябре 1991 года на заседании ICCO в Риме.
  • Николай Степанович Гумилев. Жизнь и творчество
    Жизнь и творчество известного русского поэта Николая Степановича Гумилева протекали в непростых исторических и социальных условиях. Будучи представителем литературного течения акмеизма, Гумилев выпустил несколько сборников стихотворений, самые известные из которых "Путь конквистадоров, "Романтическое цветы, "Жемчужина, "Чужое небо, "Колчан, "Костери "Огненный столпвошли в сокровищницу "серебряного века"
  • Антон Павлович Чехов–редактор
    Произведения художественной литературы, статьи, очерки, эссе, безусловно, являются объектом редакторского анализа. Произведение художественной литературы, художественный объект можно рассматривать с двух точек зрения – с точки зрения его смысла (как эстетический объект) и с точки зрения его формы (как внешнее произведение).
  • Проблема автора и героя в романах Хемингуэя "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол", "Старик и море"
    Эрнеста Хемингуэя (Hemingway, Ernest Miller) (1899–1961) можно назвать одним из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. В нескольких ранних рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника "В наше время" (In Our Time, 1925) косвенно отразились воспоминания детства. Рассказы привлекли внимание критики стоическим тоном и объективной, сдержанной манерой письма. В следующем году увидел свет первый роман Хемингуэя "И восходит солнце" (The Sun Also Rises) – окрашенный разочарованием и великолепно скомпонованный портрет "потерянного поколения". Благодаря роману, повествующему о безнадежных и бесцельных скитаниях группы экспатриантов по послевоенной Европе, стал расхожим термин "потерянное поколение" (его автор – Гертруда Стайн). Столь же удачным и столь же пессимистичным был следующий роман "Прощай, оружие" (A Farewell to Arms, 1929), о лейтенанте–американце, дезертирующем из итальянской армии, и его возлюбленной–англичанке, которая умирает родами.
  • Рецензия на работу Хосе Ортега–и–Гассета "Воля к барокко"
    Хосе Ортега-и-Гассет – испанский философ, котрого можно назвать одним из самых прозорливых европейских мыслителей XX века. Его художественные очерки обращены не к эрудитам, а к думающему человеку, и требуют от него не соглашаться, а спорить и думать.