ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  18 октября 2009 года  /  Инсталляция  /  Екатерина Грехова

Необычный мир инсталляций

Собираясь на лекцию со швейцарскими художниками Гердой Штайнер и Йоргом Ленлингером, я слабо представляла себе, что такое инсталляция. В голове крутилось, что- то от английского install – вставлять, устанавливать. Но как это выглядит?


Необычные люди

В коридоре арт-центра «Гараж» по пути к кинозалу, где через несколько минут должна была состояться лекция, я встретила необычную женщину. В ней удивляло все. Ее прическа- кудрявое каре с очень короткой, немного детской челкой. Одежда- яркая, аляпистая рубашка, а-ля американский стиляга 70-х, поверх нее черный сарафан на бретельках, под всем этим еще спортивные штаны Адидас. Но главное она шла босиком!  Холодно, наверное, подумала я,  но почему же тогда босиком? Странное место, недаром что центр современной культуры.

В зале помимо меня сидело еще пять человек. Да, непопулярно у нас сегодня современное искусство. Через десять минут после того, как в громкоговоритель раз пять объявили о начале лекции, в зале появилось еще человек семь. Все это время на краю сцены, болтая ногами, сидел и что-то искал в ноутбуке  мужчина лет 40-45, в рубашке цвета яичной скорлупы, красных спортивных штанах и, что самое удивительное, тоже босиком.  «А, наверное, это и есть дизайнер, а где же его напарница?». Тут в зал вошла та самая необычная женщина, которая рядом со своим коллегой уже не казалась такой оригинальной. Лекция началась.

Надо сказать, что и лекцией-то это было сложно назвать, просто встреча с интересными людьми, которые показывали на большом экране фотографии своих работ и параллельно рассказывали, что вдохновило их на создание той или иной инсталляции,  из чего она сделана и кто был заказчиком. Интересно, просто и открыто. Даже сухая речь переводчика (сами дизайнеры говорили на английском) не убила ощущения, что ты ученик знаменитого мастера, который раскрывает тебе секреты своей работы.

Бедная Лолита, или Как морж попал в Мадрид?

Больше всего меня поразила история создания инсталляции с моржихой Лолитой. Ее макет дизайнеры увидели в Зоологическом музее Мадрида и посчитали, что ей скучно и одиноко находиться там, в серой обстановке, вдали от мира природы. Они попросили Лолиту у дирекции музея (и что самое удивительно им ее предоставили, не взирая на то, что это редкий экспонат 1911-го года!), и так родилась инсталляция «Как морж попал в Мадрид?»

Лолиту художники поместили в белую просторную комнату. Окружили фантастическими красно-желтыми цветами, бутоны которых были нарисованы на потолке, а стебли и корни свисали в зал. К потолку так же были подвешены аквариумы с морской водой, соединенные между собой трубами, как сообщающиеся сосуды. Этим дизайнеры хотели дать Лолите возможность не только почувствовать себя как дома (то есть в Арктике), но и увидеть такую флору и фауну, которая бы в настоящей жизни ей даже не приснилась.

Еще в знак уважения к Лолите художники сделали уголок, посвященный обрядам и верованиям разных народов мира, связанных с моржами. Так, например, на Гаити верят, что богиня моржей может  найти пропавших людей с помощью своих длинных усов. А в Болгарии, ангелу в виде моржихи приносят конфеты и сладости, чтобы избавиться от зубной боли.

Цветочный дождь

Одна из самых красивых, на мой взгляд, инсталляций дуэта художников  «Цветочный дождь» была создана в Венеции и представляет посетителям Швейцарию.

Итак, представьте себе белоснежную церковь, посреди которой стоит огромная белая круглая кровать, на которую вы можете лечь и взглянуть наверх. А от туда на вас летит дождь из самых разнообразных  цветов. Белые, синие, розовые, красные, желтые…для инсталляции было использовано более 50-ти тысяч самых разнообразных цветов, как живых, так и искусственных, а так же различные растения, ветки деревьев, корни. На вопрос, почему именно цветочный дождь для них стал символом Швейцарии, дизайнеры заворожено улыбнулись и ответили, что их родина - настолько прекрасная страна, что кроме как с дождем из ярких цветов ассоциироваться не может. Что ж, глядя на их просиявшие лица, хочется в это верить…  

Как это начиналось?

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, создаваемая художником из различных бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, а также из текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и художники-сюрреалисты, которые создавали в своих произведениях нереальные образы, плод фантазии,  конструируя сверхреальность. Цель инсталляции - создавая  необычные сочетания обычных вещей, придать им новый символический смысл. Эстетическое содержание - в игре этого смысла, который изменяется в зависимости от того, где находится предмет - в привычном быту или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.  В Европе и США это искусство рождается в 1960-х гг. Первая инсталляция в СССР — проект В. Комара и А.Меламида «Рай» (1973), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика.

Сегодня искусство инсталляции не стоит на месте. В век новых технологий появились видеоинсталляции. Для их создания используются  фото-, слайдо-, кино-, видео- элементы, а так же лазерные установки. Одним из наиболее известных создателей видеоинсталляций является американо-корейский художник Нам Джун Пайк (Nam June Paik). Его работы раскрывают темы времени и памяти, природу музыки и искусства, суть сенсорного опыта. Так, в его инсталляциии TV Garden природа, технологии и искусство вступают в поэтический союз. 120 телевизионных мониторов выступают в роли экзотических цветов в пышном саду из 600 растений.

В ближайшее время в Москве инсталляции можно посмотреть на «Винзаводе». С 12-го по 20-е октября там будут выставляться работы американского художника Марка Дженкинса. Также  в «Галерее pop/off/art», где с 12-го  по 31-е октября можно увидеть работы Александра Сигутина. И на ПRОЕКТЕ_FАБRИКА. Здесь до 18-го октября будут демонстрироваться инсталляции Виталия Пушницкого.

При создании  материала использована информация с сайтов www.wikipedia.ru, www.visaginart.nm.ru

 Екатерина Грехова 1
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 2740  ·  08-12-2013 в 21:06 МСК  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

отличное содержание!!



Читайте также:

  • Принципы научного менеджмента
    Фредерик Уинслоу Тейлор заслуженно считают одним из "отцов" менеджмента как науки и его труд под названием "Принципы научного менеджмента", вышедший в 1911 году, совершил переворот в умах крупных дельцов того времени. Нет сомнений в том, что данная книга сохранила свою актуальность и по сей день.
  • Рецензия на статью Хосе Ортега–и–Гассета "Адам в раю"
    Статья "Адам в раю" написана в мае–августе 1910 году и включена автором в состав сборника "Люди, творения, вещи" (1916). В этой работе впервые очерчен контур философии Ортеги. Идея Адама в раю, то есть первого человека, вброшенного в мир, является метафорическим образом концепции "радикальной реальности", развернутой в "Размышлениях о "Дон Кихоте". В данном контексте у метафоры были преимущества перед концепцией, поскольку здесь мир представал не как "вещь", а как "сценарий" жизни, которую, согласно Ортеге, необходимо рассматривать как трагедию или драму. (Из комментария к статье "Адам в раю" Хосе Ортега–и–Гассет)
  • Роман Дж. Джойса "Улисс"
    В начале XX века ирландец Джеймс Джойс (1882–1941) еще не был широко известен, хотя к тому времени опубликовал и сборник стихов "Камерная музыка", и цикл новелл "Дублинцы", и роман "Портрет художника в юности". Но все изменилось в 1922 году, когда в Париже ограниченным тиражом вышел в свет новый роман ирландца – "Улисс". Он принес своему автору скандальную известность (дальнейшая публикация "порнографического" романа на долгие годы была запрещена во многих странах, в том числе, и в Ирландии) и всемирную славу. Возможно, даже литературное бессмертие.
  • Особенности психологизма в романе М. Пруста "По направлению Свану"
    Марсель Пруст (1871–1922) известен в истории французской литературы как родоначальник современной психологической прозы. Его произведения интересны именно тем, что он представляет картину психологической жизни человека, одна из которых вырисовывается в одном из гениальных литературных опытов XX века – в романе Пруста "В поисках утраченного времени".
  • Горе от ума, или Почему мы тупеем
    Россия – в прошлом самая читающая нация в мире – падает в духовном плане на дно. Печальные цифры лишь подтверждают этот факт: процент читающей молодежи упал до 18% и, по прогнозам, будет все уменьшаться.