ВАШИ СТАТЬИ · 399
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  31 августа 2010 года  /  Шри-Ланка  /  Ponkrat

Там чай растёт и нам туда надо

Разношёрстные заметки, советы и впечатления об острове. Прочитайте статью, если собираетесь в путешествие. Возможно, Вы найдёте для себя часть информации полезной, а другую часть – забавной.


Особенности национального дорожного движения
Шриланкийцы используют сигнал по любому поводу. При обгоне и подрезании, повороте на лево и направо, проезде мимо пешеходов, распугивании пешеходов и бродячих животных, просто для приветствия всех подряд, знакомых и незнакомых. Поначалу кажется, что водители сигналят осознанно, то есть это им очень надо. И если они не будут дудеть в свои гудочки, то случиться массовое ДТП, парализующее движение в столице минимум на неделю. Однако потом, когда смотришь на весь этот дорожный беспредел и слушаешь всю эту какофонию, то понимаешь, что ланкийцы народ весёлый и езда по дорогам - это ещё одно развесёлое мероприятие.

Представьте, идёте Вы по обочине, по направлению движения и вам «приветственно» и «весело» сигналит в спину автобус. Сигнал у него «взрослый» и от такой неожиданности хочется сразу:

  1. Забежать за угол или куст, чтобы посидеть, прокакаться от страха и подумать.
  2. Гранату, чтобы подорвать водителя, причём сделать это тоже неожиданно для него, раз они так любят неожиданности. Догнать весельчака на конечной. Дождаться, пока народ выйдет. И когда он протянет пальчик, чтобы нажать кнопочку, которая закрывает двери, вот в этот самый момент и подбросить ему Ф-1, более известную, как «лимонка».

Постоянное использование сигналов (и ведь они разные: ду-ду, пи-пи, бип-бип, зынь-зынь, удут-удут, боп-боп, клак-клак, уз-уз и пр.) дополняется полной нетерпимостью к использованию тормозов. На Шри-Ланке, как и у нас, тормоза придумали трусы. Если автобус, грузовик или любой другой тарантас догоняет иного участника дорожного движения, то неизменно, со злостью раздаётся сигнал (см. выше) и производится резкий, с последующим подрезанием обгон. Если обгон сразу невозможен, из-за занятой встречной полосы, то обгоняющий будет всем видом показывать нетерпение, максимально высовываясь из своего ряда и регулярно сигналя (о разновидностях сигналов см. выше).

Лирическое отступление на практическую тему:
Движение на Шри-Ланке левостороннее, англичане в своих колониях насаждали английские порядки, что вполне объяснимо и понятно. Но тому, кто водил машину в странах с правосторонним движением, от этого не легче. Поначалу такой человек являет собой продолжение педали тормоза. Ланкийские водители сразу выявляют леворульного интуриста на дороге и обсигналивают его с ног до головы, очевидно, приговаривая - «понаехали тут». Порядок поворота, всё равно куда, налево или направо, интуристу леворульщику в первые дни совершенно не понятен. Непонятен до такой степени, что интурист от страха не включает поворотник и не сигналить при перестроении. А ведь подача звукового сигнала по любому поводу - наипервейшее правило ланкийского водителя. Иначе Вас просто не поймут на дороге. Особую сложность вызывают выезды и съезды на круг. Лучше на МКАДе отстоять в пробке часа три, чем выехать и съехать с одного круга в столице. Короче говоря, рекомендуем россиянам не садится на Шри-Ланке за руль вообще или хотя бы первые дни. Пока Ваше сознание контролирует движение – вы может и не ошибётесь, но в экстренной ситуации (а они при такой броуновском движении возникают пачками) сработают рефлексы, а вот рефлексы-то у нас ни те, ни ланкийские. Кроме привычного мата, «куда прёшь» и «понапокупали прав и ездют» противопоставить беспорядку на дороге нам, увы, нечего.

Снова о дорожном движении
Шриланкийцы, как уже было замечено раз сто пятьдесят, обожают сигналить, но использование поворотников - скорее редкость, чем правило. Наверное, поэтому скорости на дорогах детские и не превышают 70 км/час. Тот, кто ездит с такой скоростью постоянно, слывет лихачом. Таких тут все знают, а знакомые при встрече с ним крутят у виска пальцем: мол, ему жить надоело, не терпится человеку попасть на собственную кремацию. Основная масса плетётся со скоростью 30-40 км/час. Качество дорожного покрытия вносит свои коррективы в скоростные режимы. Дороги не размечены, полос тут со времён Рамаяны, как не было, так и нет. Человек может перестраиваться для поворота из самой крайней полосы, подрезая всех, всех тормозя и пересекая все не нарисованные сплошные.

Теперь позвольте пару ласковых о вездесущем т.с. Шри-Ланки, впрочем и Индии тоже, о тук-туке. Это трёхколёсный, частично закрытый мотоцикл с двумя посадочными местами сзади водителя. Шриланкийцы умещаются втроём :) А если подберут животы, да вдохнут как следует, то и четверо влезут (это без детей).

Тук-тук медленный, но совершенно непредсказуемый транспорт. Герой Фрунзика Мкртчяна в «Мимино» сказал про Жигули: «Эти Жигули не знаю, чем думают. Под колёсами крутятся, крутятся». Тоже самое можно про тук-туки сказать: не знаю, чем они думают. Выныривают, подныривают, заныривают, всплывают, уходят, догоняют, обгоняют, переезжают, мельтешат, газуют, тормозят, поворачивают и разворачиваются, вот только не летают. И всё под колесами, перед носом. Но тук-тук - это народное такси, а народное такси - это святое. У него приоритет даже перед пешеходом, вышедшим на проезжую часть. Кататься на тук-туке - удовольствие дешёвое. Интуристу главное договориться о цене заранее. Для местных ставки фиксированы и местных не обуешь, а вот интуриста развести на рупии - милое дело. Всякий тук-тук снабжён маленьким клаксончиком. Водители моторикш ни чем не отличаются от водителей прочих т.с. Они тоже любят подудеть. Так что их сравнительно тихие и мелодичные гудочки полноправно вливаются в общую симфонию придорожной жизни (про гудки см. выше).

Если вы собрались прогуляться вдоль дороги или вам нужно дойти до какого-то магазинчика (ресторанчика, аптеки, ателье, парикмахерской и т.д.), то лучше идти по обочине встречной полосы. Можете, конечно, идти по другой обочине, но тогда уж, не говорите, что Вас не предупреждали и не просили этого не делать. Всё, что едет сзади Вас, будет заявлять о своём приближении гудками на разный лад (какими? см. выше). Так водители пугают туристов, то есть развлекаются, ну и предупреждают, что неожиданно, сломя голову выбегать на дорогу не стоит. Ланкийцы - народ весёлый, но очень уж задумчивый. Или мечтательный? Или беспечный? Идёт он себе, идёт по неправильной обочине. И вдруг приходит к нему мысль: «А не пойти ли мне в гости к соседу, подкрепиться?». А сосед через дорогу. И вот он, обрадовавшись такой удачной мысли, не глядя ни направо, ни потом налево, сворачивает. В голове торчат сосед, крепкий кофе с булочкой и мачт по крикету, Шри-Ланка-Бангладеш. Уже между прочим 5:0 в нашу пользу. И тут беззвучный пятитонный автобус - бац. Водитель не подал вовремя сигнал или сигнал оказался не достаточно компетентен, чтобы прогнать и соседа, и кофе с булочкой, и злосчастный крикет. Тело из сандалий, а душа из тела вылетают. Душа, наверняка, переродиться в такого же беспечного пешехода.

О придорожной жизни хочется сказать особо. Жители огромной России привыкли к тому, что дороги между населёнными пунктами проходят «по полям, по лесам, по болотам и лугам». Едешь весь день, а кроме матушки природы за окном никого. На о. Шри-Ланка дорога - это средоточие жизни. Она, земное воплощение мифической горы Меру, пуп земли. Облеплена с обеих сторон торговцами, километрами мелких лавчонок, лавок и лавочек. Реализуют всё, что можно реализовать: от овощей и фруктов до компьютерной техники. Если торговое место освобождается (машина сбила хозяина), его тут же занимает другой солдат рыночной экономики. Торговые точки заканчиваются в горах, у чайных плантаций, на серпантине. Народ бедный - торговать там нечем и купить там не на что. Но вот на побережье - другое дело. Один город сменяет другой, посёлок переходит в посёлок, а деревня перетекает в деревню. А что Вы хотите? 22 млн. чел на острове. 310 чел. на кв. км. Живут друг у друга на голове.

Особенности национальной предприимчивости
Шриланкийцы умеют «работать» с туристом. Их тут немало побывало: сначала португальцы, потом голландцы, англичане. Вели они себя здесь не очень хорошо. Насаждали свои порядки, угнетали, заставляли работать с утра до ночи без отпусков и выходных. Местные жители тем временем учились с приезжими общаться. И научились-таки. Впаривание ненужных вам товаров и услуг проходит везде по одному сценарию. Вопросы задают типические и не оригинальные.

  • Where are you from?
  • What is your name?
  • How many days in Sri-Lanka?
  • Do you like Sri-Lanka?
  • Have you been in…и дальше следует название какого-то места, где Вы возможно хэв бин, например, Kandy?

Вопросы следуют один за другим. С последним вопросом либо вопрошающий, либо вопрошаемый интерес к светско-коммерческой беседе теряют. Говорить больше не о чем, если товар и услуга не приглянулись. В случае, если Вы не хотите идти на контакт совершенно, то тогда лучше сразу пресечь. Делается это до одури просто:

Вопрос: Where are you from?
Ответ: From the Moon.

И всё. Охота спрашивать дальше, чтобы в итоге впарить, отпадает. Человек уходит в ступор. В Вашем распоряжении есть минут десять. За это время можно обойти, например, рынок, сесть в автобус и помахать оттуда удивлённому ланкийцу ручкой. Человек, которому от Вас ничего не надо, станет задавать те же вопросы. Как поступать - смотрите сами, со всеми всё равно не поговоришь.

Особенности во вкусах
Любой белый человек для шриланкийца - человек богатый. Шриланкийцам нравится белый цвет кожи, они считают его благородным. Чем твоя ланкийская кожа белее, тем ты круче. С рекламных плакатов на Вас смотрят неестественно выбеленные лица, а на ТВ крутятся сериалы и фильмы, где главные роли расхватали местные, бледноватые актёры с европейскими чертами лица. Что должны чувствовать коренные черноволосые и черноликие жители, чьим бабкам, прабабкам, матерям так и не удалось переспать с бледнолицыми? Наверное, свою убогую второсортность?

Особенности ведения бизнеса
Хозяева гостиниц (на отели 4-5* это не распространяется) не гнушаются работы. Сами обслуживают в ресторане, заправляют кровати, прибирают помещения. Приятно осознавать, что человек не в казино прохлаждается, а вот он, на работе, всегда готов прийти на помощь, решить твою проблему. “Хозяева” приветливы, разговорчивы, услужливы.

К особенностям ведения бизнеса можно отнести и особенности сотовой связи. Очень рекомендую местный оператора – Dialog (хоть мне ни копейки и не заплатили). Если купить сим-карту Диалога, то 6 минут связи с мобильным абонентом в Москве будут стоить около 100 рупий (30 рублей по курсу ММВБ на август 2010 года). У нас в городах звонки с мобильного на мобильный иногда обходятся дороже.

Особенности системы здравоохранения
Побывал в двух госпиталях, маленьком в местечке Hikkaduwa и в более крупном курортном населённом пункте – Galle. Почему в 2-х? Требовалось исключить перелом пальца на ноге. Для исключения такой травмы требуется рентген. Созвонились со страховой компанией в Москве. Москва сказала: поезжайте в Hikkaduwa medical center к врачу на осмотр и рентген.

Приехали, с врачом объяснились (очень милый сельский доктор, так выглядел бы шриланкийский Айболит). Оказалось, что рентгена у них нет (страховая могла бы и знать, чего у них в сельской больнице есть, а чего быть не может). Вспомнив раз пятьсот страховую компанию, поехали обратно в отель, звонить в Москву. После нескольких сеансов связи Москва предложила сделать рентген в Cooperative Hoispital Galle (Co-op hospital Galle). Приехали чуть раньше, в регистратуре пару раз попытались содрать немножко денег (не мы, а с нас, конечно же). Мы давай объяснять, что у нас страховка и платить нам не надо, страховая заплатит. Нас попросили подождать врача. Сели напротив выхода. Подъезжает Ssang Young Kyron (крутейшая машина для Шри-Ланки), у нас первая мысль - главврач. Мы угадали :) Мало нам того, что угадали, так оказалось, что он приехал именно из-за нас. При ближайшем рассмотрении врача, его респектабельность потускнела: не самые свежие брюки, без ремня; ужасные ботинки, без носков. Но в его крутости сомнений не возникло - джип в бедной Шри-Ланке это неподъёмное для основной массы населения богатство.

Врач вежливо осмотрел нас, послал на рентген. О рентгене отдельно спою. Что такое рентген в средней поликлинике России? Это комната с 2-мя толстенными дверями, на которых написано «Не открывать». Первая дверь - входная, вторая - во внутреннюю комнату, где «фотографируют» пациента. Не забудьте, что при рентгене необходимо закрывать специальной свинцовой рубашкой репродуктивные органы.

А вот как выглядит рентген-кабинет в Cooperative Hoispital Galle: две двери - есть, но обе стеклянные наполовину и стекло покрашено серой краской (под свинец:)). Внешняя дверь плотно не закрывается. Никакой защиты репродуктивных органов от Х-лучей не дают.

Через 5 минут принесли снимок, врач долго рассматривал его в полутёмном помещении. К свету не подносил, просто смотрел на фоне потолка. Вынес вердикт: всё ОК, небольшое смещение, перелома нет (мы потом проверили за ним). Сделал бандаж, успокоил и замолчал. Сидит и молчит, главное дело. Предчувствуем, что сейчас что-то впаривать будет... Как же без этого... Это ж Ланка...

И, действительно!!! Получили кучу ненужной информации об аюрведическом центре рядом с больницей и огромном отельном комплексе, в котором он совладелец. Цель вливания этой информации - рекомендация от нас влиятельным и состоятельным людям или обращение к нему в следующий раз. Поблагодарили. Сказали, что непременно.

Кроме ненужной информации впарили ещё и ненужные таблетки: упаковку обезболивающих и упаковку, чтоб после первой упаковки желудок не сломался :) Ну, понятно, они потом перед страховой отчитаются за оказанную помощь, чем больше окажут – тем больше заработают.

Будьте аккуратны! Лучше в бедных странах не иметь проблем со здоровьем!

 · 8 · 1 · 3
 Ponkrat 64
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 1581  ·  сообщение написано 25-07-2013 в 00:24  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Уважаемый Ponkrat дайте пожалуйста контакты этого доктора vo-kate@yandex.ru

Не осталось контактов к сожалению :( Автор статьи.


 · 0 · 0