ВАШИ СТАТЬИ · 399
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  11 марта 2012 года  /  Азербайджан  /  Ponkrat

Кто такие Хыналыгцы?

Они плетут косички мальчикам, режут барана и жарят его мясо на природном газе, укатывают крыши валиком, а стены штукатурят навозом. Им можно вступать в браки с двоюродными братьями и сестрами. Они пьют тутовую водку и разводят кавказских овчарок. Они потомки гуннов, и им все по барабану.


Хыналыг - самое высокогорное селение Азербайджана, находится на севере страны, лежит на высоте 2520 м. Местные жители называют его Кетш. Предания рассказывают, что давным-давно (после Всемирного потопа) село Кетш находилось в нескольких километрах от того места, где оно находится сейчас. По воле Аллаха, случилось страшное землетрясение. Тот, кто выжил, собрали свои вещички, перебрались через Мельничную реку, выбрали место для селения и обосновались там. Так появился Хыналыг, селение с историей, уходящей в глубину веков.

Село Хыналыг. Азербайджан. А.Замышляев.В Хыналыге есть правление, мечеть, магазин, школа. У каждого класса, свой домик. Улиц почти нет. Дома плотно стоят друг к другу, так что ходить можно прямо по крышам. Крыши домов кроют землей, а землю укатывают тяжеленными валиками, чтобы не протекали. Окон во многих домах нет, их заменяют дыры в потолке. В жилых помещениях на ночь или когда идет снег, дождь, дыры прикрывают куском рубероида. Иногда сразу под отверстием можно обнаружить домашний очаг. Так что вот дырка в потолке еще и для вытяжки. Стены штукатурят хыналыгской штукатуркой. Что это такое? В поле или в стойлах собирают свежие коровьи лепешки, навоз замешивают с соломой или травой для крепости. Потом на стену. Больше тысячи человек живут в селе, и принадлежат они к уникальной этнической группе хыналыгцев.

С.Хыналыг. Чуреки. Азербайджан. А.Замышляев.Они сохранили свой язык, традиции. Хыналыгские лепешки, чуреки, говорят, на севере наивкуснейшие. Рецепт ханалэгской бабушки. Сначала нужно тесто раскатать. Тесто месят из муки горной пшеницы. Она у хыналыгцев не растет. У них нет подходящих почв, и климат слишком суровый. Если нет горной муки, подойдет любая. В муку добавляют воду и соль. Все. Больше ничего. Ни масла, ни бараньего ира, ни травок горных, ни специй. Руками тесто раскатывается, растягивается, разминается в блин. Чтобы чурек был поджаристым и золотым, как солнышко, его надо смазать яйцом. Обычно чурек украшают оттисками, которые оставляют специальные печати- набойки, но в Хыналыге так не делают, однако ж связкой перьев, острыми концами, оставляют на лепешке много-много отметин, дырочек для того, чтобы вышел воздух. И в печь. Хыналыгская печь- это что-то особенное. Оказывается, она не глубокая. Чтобы прилепить и снять готовую лепешку не нужны лопатки и пр. Все делается руками. Печь в Азербайджане называется тендир и вкус чурека во многом зависит от того, как и из чего делают тендир. Говорят, что в Азербайджане печи выкладывают преимущественно женщины. Они используют при этом кирпич, глину, солому, речной песок, воду, соль, козью шерсть. Чурек в тендире запекается быстро, глазом не успеешь моргнуть, а хлеб пора вынимать. 5 мин. - и чурек готов, достаем. Чуреки кушают с маслом, сыром, горным медом и просто так едят. Вкуснятина необыкновенная. Этнографическим туристам, добравшимся до хыналыгцев, повезло. Их угостят этим кушаньем. Они слаще торта и сытнее бифштекса. По обычаю, первые чуреки дают детям и гостям, соседям. Потом угощается семья, родственники. Лепешки хороши с чаем. Его наливают, как и повсюду в Азербайджане в «армуди стачан», в стакан грушевидной формы. Оказывается, что в нем горячие напитки остаются горячими дольше. «Стакан» по- хыналыгски- «карыстикян».

С.Хыналыг. Женщины. Азербайджан. А.Замышляев.Считается, что хыналыгцы - потомки древнеалбанского племени легов и пришлых кочевников гуннов. Говорят они на редком хыналыгском языке, который отделился от праязыка всех кавказских народов на самом первом уровне. На этом языке, возможно, разговаривал Яфет, сын Ноя, и от Яфета произошли все кавказские народы. Одно из главных кушаний хыналыгцев- сушеное мясо, говядина или баранина. Мясо сушат осенью. Сушат интересным образом, вывешивают на веревке и пришпиливают прищепками. В сушеном виде мясо не едят, его сначала отваривают. Если мяса заготовлено много, то голодная смерть тебе зимой не грозит. Пахнет не очень приятно. Помещения с тендирами и отверстиями в потолке в основном хозяйственные. Живут же ханалыгцы преимущественно в добротных домах. Обстановка в типичном доме простецкая. Мебели мало. Основное богатство хыналыгцев- ковры. Это и украшение и утепление. Зимы на севере Азербайджана в горах выдаются суровые, и первейшее средство спасения от этих суровых зим - ковры. Их делают вручную. Процесс производства начинается с изготовления шерстяной нити (прядут ее на прялке, прялка вращается, как будто котик мурлычет). Потом нить красят, сушат. Затем только переходят к ковроткачеству. Раньше хыналыгцы делали ковры с очень длинным ворсом, они назывались «бцы» и были больше похожи на шкуру медведя, чем на ковер. В современных коврах ворс тоже не маленький, но с прошлыми коврами не сравнить. Четырехметровый ковер стоит в селе около 400 манатов, это 12 тыс. рублей. Задаром почти. Вот еще про утепление. Пишут, что местные жители в суровые зимы надевают на ноги куски сыромятной кожи. Стягивают их шнуровкой, получается нога в сапоге. О такой обуви, распространенной на Кавказе, упоминали еще античные историки. Будто надевают хыналыги на ноги куски кожи, утыканной шипами и так ходят в горах, а с гор скатываются в долину за солью, лежа на шкурах. И сапог нет и на шкурах они не катаются.

С.Хыналыг. Хорошо спиться под прялочку. Азербайджан. А.Замышляев.Из непроверенной информации… В Хыналыге 4 клана, рода. Род может принять в свой состав безродного: жену найдут, свадьбу сыграют, дом помогут построить, коровами одарят. У хыналыгов позволительно вступать в брак двоюродным братьям и сестрам. У каждого клана свой погост, свой яйлаг, пастбище, свои угодья для косьбы, дороги. Даже легенды свои. На склоне одного из холмов рядом с селом есть камень. Он, как короткий обрубок ствола дерева, торчит из земли. Вокруг него 15 валунов. Это окаменевший пастух Уста Дегот со своим стадом. До того, как окаменеть, он пас овец на родовом яйлаге. И вот однажды он сел перекусить. К нему подошла старуха и попросила молочка. Пастух надоил миску и случайно в посудину попал овечий помет. Старушка колдуньей была, увидела помет и прокляла Усту Дегота: «Чтоб ты окаменел!». Окаменел предок вместе со всеми своими пятнадцатью овцами. Вот такие истории случаются в этих краях. Есть у хыналыгов и общие ритуалы, которые отправляют все рода. Есть возле села место, Атешгях, где днем и ночью, зимой и летом постоянно тепло из-за горящего природного газа, который вырывается из-под раскаленных плит. Там хыналыги приносят в жертву баранов. Надо только заставить их смотреть в сторону Мекки - иначе мясо не будет чистым. После жертвоприношения тушу свежуют и рубят на части. Мясо готовят на газовом огне, чтобы потом его съесть под тутовую водочку.

С.Хыналыг. Заплетание косички аля Костик Дзю. Азербайджан. А.Замышляев.От гуннов к хыналыгцам перешла традиция детям заплетать маленькую косичку на голове, как у Кости Дзю. Хыналыгские мальчишки до 7 летнего возраста ходят с косичками. Так что здесь за косички дергают не мальчишки девчонок, а, наоборот, девчонки мальчишек. Заплетают косы родители, папы в основном. Потомкам гуннов и древнеалбанских племен приходится бороться за свое существование, особенно в суровые зимы и снежные вёсны. Сообщение с селом совсем не надежное, по горной дороге. Зимой ее заметает, и проехать можно только на тракторе. Да еще обвалы, постоянные камнепады. Мы отъехали от села 35 км и зарылись в снег (это весной на Новруз, когда в Баку все цвело). Спасибо местному МЧС. Приехали и спасли. Потом, правда, сами засели. Но себя спасать у спасателей получается хорошо. По крайней мере, не надо никого ждать.

 · 9 · 0 · 0
 Ponkrat 64
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.
 # 3952  ·  сообщение написано 10-07-2014 в 06:44  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

не развитый народ


 · 0 · 0
 # 1360  ·  сообщение написано 10-06-2013 в 14:50  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Браво! Я рад что я хыналыгец)


 · 0 · 0
 # 176  ·  сообщение написано 02-02-2013 в 20:20  ·  ip адрес записан  ·  наверх ↑  ·  написать мнение

Андрей приезжайте летом в наш Кетиш, Мы вам не такое покажем. Спасибо большое.


 · 1 · 0