ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  5 февраля 2013 года  /  Бенин  /  Ponkrat

Озеро Нокуэ

Есть в Бенине одно из самых, если не самое большое в Африке поселение на озере. Живут в нем (в поселении, не в озере) представители народности тофину. Называется оно (поселение, не озеро) Ганвье, «сообщество тех, кто наконец-то нашел мир». Тофину бежали на озеро в 17 веке от «кровожадных и беспощадных» дагомейцев, которые были не прочь тофину завоевать и продать в рабство. Вера не позволяла дагомейцам входить в воду и вести на ней боевые действия. Вот так и появилась у Африки своя Венеция.


История тофину похожа и на историю венецианцев, и на историю индейцев урос с озера Титикака. Только урос бежали от инков и жили на рукотворных тростниковых островах, а тофину в домах на сваях. И те и другие до сих пор живут на воде. Жителей в Ганвье поменьше, чем в Венеции, всего 30 тыс. И по количеству туристов Ганвье с Венецией не сравнить. Но свой Большой канал имеется и в Ганвье. Он выходит к плавучему рынку.

Утром на рыночную площадь, водное пространство, ограниченное кругом домов на сваях, приплывают торговки. У них можно купить овощи, фрукты, мясо. Все это привозят с большой земли. А на материк везут свежую рыбу. Торговля ведется с лодок. Они для продавцов и средство передвижения и прилавки. Многие плавучие магазины делают из баобаба. Дерево это стало в Бенине редкостью, потому что оно считается в Бенине нехорошим, ведь баобаб имеет скверную способность забирать человеческие души. Вот почему дерево рубили и рубят почем зря. В Ганвье, в отличие от той же Венеции, значительно меньше участков суши. В Венеции 119 островов. А в Ганвье около 20. На суше, посреди воды стоят общественные здания, храмы, бары, рестораны, есть кладбище, несколько начальных школ с 1 по 6 класс. Начальное образование в Бенине бесплатное. Если дети слишком активны на переменах, устраивают своры, кучу-малу, драки, если расшалятся не в меру, то учителям не возбраняется водворят мир и порядок кнутом, плетью, палкой, у кого, что есть под рукой. Макаренко такие методы осудил бы гневно. Но если б он побывал на переменке в одной из таких школ в Ганвье, то изменил бы свое мнение по поводу телесных наказаний.

Когда в гости приезжает «йо-во», белый, а случается это редко, то молодежь прямо-таки сходит с ума. Вас обступит толпа из человек ста-ста пятидесяти. Все будут стремиться вас потрогать, залезть в карман. Конфетами тут не отделаешься. Не вздумайте отбирать у кого-нибудь портфель, чтобы достать дневник и посмотреть на отметки - разорвут. Женщины в Ганвье хлопочут по хозяйству и торгуют, дети учатся, мужики ловят рыбу. Это их основное занятие. Вода в озере солоноватая, потому, что сообщается с морем - флора и фауна в Нокуэ богатейшие. Здесь ловят крабов, креветок, устриц, мидий, рыбу. Способов - масса. Ловят сетью, бросая ее с лодки. Сеть по форме - окружность с грузилами по краям. Есть веревка, которую привязывают к руке, чтобы сеть не упустить при броске.

А вот еще такой способ. Рыбаки ограждают территорию сухими листьями пальмы, делают фиш-секл, рыбный круг. Втыкают листья в илистое дно. Внутри территории раскидывают такие же листья, которые со временем подгнивают. Это привлекает рыбу. А рыба - существо глупое, если куда заплывает, обратно ей не выплыть. Она заходит внутрь ловушки, идет на прикорм, питается, растет, нагуливает рыбий жирок, и через 8-9 месяцев, может, через годик являются рыбаки с корзинами и сетями, выгребают улов и делят его по справедливости. А креветку ловят так. Мужики ходят по пояс в воде с корзинами. Опускают корзину в воду, ходят туда-сюда, поднимают время от времени, достают улов и складывают к себе в лодку. Чтобы наловить на пиво нужно потратить полчаса, не больше. Креветок в Нокуэ много.

Если креветка или рыба не ловится и все валится из рук, бенинцы идут к вудунам, жрецам культа вуду. Есть такие и на озере. Вуду в Бенине государственная религия. Ничто не мешает людям, исповедующим ислам и христианство, обращаться за помощью к вудунам. Храмы и святилища вудуистских божеств обустраивают на островках суши. Чаще всего попадаются святилища - хижинки из прутьев без одной стены. В Ганвье почитают многих богов. Особо почитают Коку и Асу. Коку - это одно из самых жестоких божеств вудуистского пантеона. Он имеет образ воина и способен противостоять любому колдовству. К нему обращаются люди, которым надо снять с себя или своих родственников заклятие. Во время ритуалов поклонники Коку мажут тела и лица пальмовым маслом, мукой, яйцами. Они приносят в жертву собаку. Впадая в религиозный экстаз, режут себя ножами, катаются по земле, прыгают в воду, разбивают о головы бутылки. Асу - это чей-то обожествленный предок, которого знают в Ганвье очень давно.

У Асу можно попросить все, что угодно и не важно, на каком языке. Он понимает все языки. Всякий поход верующего к вудуну начинается и завершается возлиянием джина или содаби, пальмового самогона. Чтобы напоить божество, достаточно окропить крепким алкоголем святилище, фетиши, пол храма. Передвигаться по Ганвье можно или по деревянным мостикам переходам, которые соединяют деревянные дома на сваях (но мостики есть не везде) или на лодках.

Управляют ими или шестом, стоя на корме или веслом, сидя. Если не охота грести, практически к любой посудине можно приладить парус. Их шьют из брезента, целлофана, парашютной ткани, капрона, мешков. Парус ставиться элементарно. Нижний конец мачты упираются в сиденье. Сам парус привязан только к верхушке мачты. Мачту держат веревки. Нижний конец паруса также фиксируется веревкой. Ветер сам ищет парус и несет капитана туда, куда ему надо. Искусством хождения под парусом владеют и мужчины, и женщины, и даже дети.

Необходимость жить на воде у тофину, как у урос или у венецианцев давно отпала, но на сегодняшний день такой образ жизни устраивает многих. Тофину не истребляют и не продают в рабство, но что-то их здесь держит. Может быть, это возможность быть ни от кого независимыми. Здесь не надо платить за коммунальные услуги, общественный транспорт. Рыбу можно кушать каждый день. А где еще в Бенине можно покататься на таких замечательных лодках? Только в Ганвье.

 Ponkrat 70
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Пчёлы - это воск. Воск - это искусство. Дагомейское литье
    В Бенине со времен Дагомеи, а это 17 век, прижилось искусство литья. Случилось это при втором дагомейском царе Дако Дону. Он же построил столицу царства Дагомея, город Абомей, что значит «город внутри стен».
  • Дагомея в Абомее
    Однажды королю Акаба надо было построить дом. Тогда он обратился к вождю, которого звали Дан, с просьбой уступить ему вполне реальный участок земли для строительства дома. Дан сказал: "Еще немного и ты начнешь строить у меня на животе". Король запомнил это и при первом удобном случае убил Дана, в землю закопал и построил дворец. Вот и получилось, что король, действительно, построил "дом на животе Дана", на языке фон - "данхоме". Отсюда пошло название "Дагомея", что значит "дом на животе Дана".
  • Метеовуду
    Колдуны в Бенине могущественны и всесильны. Их бояться и уважают. Они, шутя, переселяют душу умершего человека в тело живого, насылают порчу и в животе у человека заводятся змеи, а вены забиваются рыбьими костями. Однажды, в Котону, человек пришел на лечение к колдуну и во время сеанса выплюнул изо рта мышь. Таких сказок вам в Бенине расскажут много. А вот вам сказка про, кто делает погоду в Бенине.
  • Над вуду я смеяться не буду
    Вуду - религия популярная. Ее исповедуют по разным оценкам от 30 до 50 млн. человек. Некоторые считают ее древнейшей в мире. Ей 10 тысяч лет. 2/3 бенинцев вудуисты, даже те, кто считает себя христианами или мусульманами. Бенин - единственная страна, где вуду государственная религия. 10 января в Бенине - красный день календаря. Ежегодно и повсеместно в этот день проходят вудуистские церемонии. Бенин отмечает День вуду.
  • Дагомейские короли и орешки знанья
    Церемонии городского масштаба проходят за несколько дней, обычно за три. В первый день приносят в жертву курочек. На второй - козочек. На третий, если все идет, как надо, режут коровушку…