ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  20 февраля 2012 года  /  Бенин  /  Ponkrat

Над вуду я смеяться не буду

Вуду - религия популярная. Ее исповедуют по разным оценкам от 30 до 50 млн. человек. Некоторые считают ее древнейшей в мире. Ей 10 тысяч лет. 2/3 бенинцев вудуисты, даже те, кто считает себя христианами или мусульманами. Бенин - единственная страна, где вуду государственная религия. 10 января в Бенине - красный день календаря. Ежегодно и повсеместно в этот день проходят вудуистские церемонии. Бенин отмечает День вуду.


Монументик на месте рынка рабов. Бенин. Г.Уида. Автор А.Понкратов.«Я знаю, где живет обида. Живет она в бенинском Уида». Родилось после прогулки по «Дороге невозвращения». Достопримов в бенинском городке Уида немного. Но туризманы и туризманки не обходят его своим вниманием. В не такие уж и давние времена он был центром работорговли. В Африке рабство процветало и до прихода белых. Но, когда явились белые, то невинное рабство превратилось в целую индустрию, ибо спрос рождает предложение. Черные монархи нападали друг на друга, брали пленных и продавали их в рабство. Все побережье Гвинейского залива называли Невольничьим берегом.

Рабов можно было купить на площади Чача. От нее начинается 4-километровая «Дорога рабов» или «Дорога невозвращения», по которой купленных невольников, в кандалах, вели к океану. Там рабов грузили на корабли и везли в Новый Свет. На «Дороге…» рабам позволяли сделать несколько остановок. Примерно на полпути стояло высокое раскидистое дерево. Мужчины обходили его 9 раз, женщины - 7. Проводился нехитрая церемония. Считалось, что все это помогали рабам забыть родину. «Дорога невозвращения» проходит через несколько деревень.

Конец дороги невозвращения. Бенин. Г.Уида. Автор А.Понкратов.На окраине последней, у самого берега Гвинейского залива, стоит арка в память о миллионах африканцах, которые навсегда оставили родные края. Берега Бенина - последнее что они с бортов, уходивших кораблей. Но вместе с собой они увозили музыку, танцы, вуду. Г. Уида - один из мировых центров вуду, вудуна, водана. Как хочешь называй - смысл не изменится - ходячие мертвецы; переселение душ умерших людей в тела живых; вены, забитые рыбьими костями; тараканы в животе и пр. Рядом с аркой стоит неприметное здание, вроде юрты, но из глины, белостенное. Это храм, посвященный божеству океана Ху.

Храм, посвященный божеству океана. Бенин. Г.Уида. Автор А.Понкратов.Есть у него свой жрец, который, как библейский Моисей способен приказать водам океана расступиться, и они расступятся. Жрец уходит по дну океана далеко-далеко, теряется из вида и возвращается, неся в руках пойманную рыбу. За этим удивительным событием можно наблюдать раз в семь лет, 10 января. Врут, наверное, но, кто его знает, может правда. Пока сам не увидишь... Придется ехать. Этот всемогущий жрец руководит сообществом адептов культа вуду. Зовут мужчину Донгбоханун Томаджихукпон 2. «Томаджихукпон» - значит «огромный, как океан». Он 11 по счету в династии вудунов. Началась она в 1452 г., когда пра-пра-пра… дед Догбохануна, Додо, заключил договор с божеством океана. Додо - служит Ху, а Ху служит Додо. На сушу Ху выходит под другим именем Акбы, в виде обычного человека. Зачем Ху меняется на Акбы - не понятно. Значит так надо. Без лишних, пожалуйста, вопросов.

Верховный жрец Томаджихукпон. Бенин. Г.Уида. Автор А.Понкратов.Периодически Томаджихукпон устраивает церемонии в честь Ху-Акбы. Они проходят во дворе его дома, вокруг святилища, залитого воском свечей. Все, кто приходят посмотреть на шоу, сначала платят музыкантам маленькую денежку. Музыка в церемонии, непременный участник, без нее ничего не получится. Музыка сопровождает всю церемонию, от начала до конца. Она ритмическая и однообразная: барабаны да колокольчики, бам-бам-динь-динь. От такой музыки крыша, у кого хочешь, съедет. А уж в транс-то впасть… Культовая практика вуду сложна. Во время ритуалов проводятся кормления божеств и духов, лоа, так они называют сверхъестественные сущности. Чтобы духов или божеств накормить, нужно убить жертву - курицу, петуха, цыпленка, козла, корову, собаку и пр. Ху кормят козлами и курами. Жертв закалывают. Кровь собирают в чаши. Тушку козла выбрасывают из помещения.

Подумаешь груди...У меня в ее годы получше были. Бенин. Г.Уида. Автор Л. Дау.Ее подхватывают адепты, танцующие круговую пляску во дворе. Один из них, закутанный в белую ткань, приникает языком к ране на шее. Бегает по кругу, вместе с танцорами, лижет кровь, звенит в колокол и пляшет еще при этом. Жертвенное мясо потом скушают, частично закопают, частично пустят на фетиши. Томаджихукпон 2, тоже весь в белом, в бандане и шляпе наблюдает за всем происходящим, потягивая холодненькую колу. Такие пляски, по мнению жрецов, сохраняют существующий миропорядок, делают жизнь людей чуть-чуть лучше и легче. Во время ритуала, танца, в подготовленных вудуистов вселяется лоа, духи и божества. Так устанавливается связь между богами и людьми. Кроме Акбы на церемонию слетаются и другие божества.

Пляски адептов. Бенин. Г.Уида. Автор Л. Дау.Люди с тяжелыми красными шарами на плечах - адепты Огу, божества вудуистского пантеона. Он покровительствует всем, кто связан с железом - токарям, ремесленникам, литейщикам, слесарям, водителям, печатникам и т.д. Кроме красных шаров на адептах ржавые железные ключики, замочки. Они болтаются на веревочках. Огу вселится в своего адепта, если тот войдет в транс. Таская под музыку тяжеленные шары, это сделать не сложно. Акбы вселяется в танцора, который лизал кровь. Он нализался и доплясался до транса. Его накрывают от посторонних глаз куском материи, переодевают и ведут к Догбохануну. Он задает ему вопросы. Устами вудуиста отвечает божество. Я чуть было не принял в этой вакханалии участие. Пляска танцоров вокруг святилища на дворе Томаджихукпона чуть было не закрутила и меня. Но когда имеешь дело с вуду, важно вовремя отойти в сторонку.

 · 2 · 1 · 0
 Ponkrat 66
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.