ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  3 января 2013 года  /  Бенин  /  Ponkrat

Дагомейские короли и орешки знанья

Церемонии городского масштаба проходят за несколько дней, обычно за три. В первый день приносят в жертву курочек. На второй - козочек. На третий, если все идет, как надо, режут коровушку…


Древний город Абомей Из камней и из костей. Он не нужен никому, Я тебе его дарю. Родилось от посещения Абомея, возникшего в 17 веке. Город был столицей сильного государства Дагомея. Управляли государством дагомейские короли. Они все, как один, исповедовали вуду. Для кого культ, а для кого и государственная религия. Абомейцы убеждены, что вуду, возникший чуть ли не во времена сотворения мира, появился на территории, которую сейчас занимает их город. Здешние приверженцы вуду умерших королей очень почитают. Им посвящают ночные церемонии городского масштаба.

В Бенине говорят так: «Чтобы все было хорошо, вудуистские церемонии надо проводить в семье, в деревне, городе и в стране». Поэтому и церемонии можно разделить на семейные, деревенские, городские и государственные. На городских церемониях присутствуют официальные лица, обязательно мэр. Церемонии городского масштаба проходят за несколько дней, обычно за три. В первый день приносят в жертву курочек. На второй - козочек. На третий, если все идет, как надо, режут коровушку. В Абомее, городские церемонии посвящены давно умершим королям. Их было больше десятка. Для церемонии выбирают подходящее место. Обычно они проходят за городом, в окрестных деревнях, где есть большая площадь, может стадион. За организацию церемонии отвечает глава местного клана, той деревни, где назначена церемония. На мероприятие приезжают главы всех кланов и семей Абомея и его окрестностей. Церемония влетает местным в копеечку. За то на следующий год уже они будут гостями в соседней деревне, где будет проходить городской слет вудуистов.

Зрители шоу сидят по краям площади. Заходить внутрь, пересекать площадь нельзя. Опасно для жизни. За порядком присматривают специальные люди с дубинками. Выходишь на ритуальный круг - тут же к тебе прибегают, берут под белы, а кого-то и под черны рученьки и выводят из ритуального круга. Вудунов, участников церемонии много, человек 200. Они группками появляются в ритуальном круге и исполняют вудуистский танец, представляя себя, а также того или иного дагомейского короля, с духом которого колдун поддерживает сакральную связь. Королями дело не ограничивается. Они общаются с духами земли, воды, воздуха, предками рангом пониже королевского. По представлениям бенинцев бог Маву-Лиза создал все сущее и теперь отдыхает. А управляют миром по его приказанию многочисленные духи, духи предков, королей. Имена этих духов написаны на длинных поясах, которые надевают на время церемонии жрицы и жрецы вуду.

Одежда у вудунов яркая, но однообразная. Мужчины и женщины закутаны в ткани. На всех широкие металлические браслеты, закрывающие голые предплечья. Женщины носят такие длинные ножи и трости, а у мужчин королевские посохи, изогнутые жезлы. У всех дагомейских королей был свой жезл, с определенным символом, с торчащей рыбкой, львом, птичкой. Вудун, служащий духу своего короля, имеет посох с тем же символом, что на своем посохе носил король. Для вудунов смысл жизни в общении с духами и божествами. Цель общения - заручиться их поддержкой, получить от них ценную информацию через медиумов. Но информацию можно получать и от простых, горьких на вкус, орехов кола. Гадают на орехах по-разному. Есть вот такой способ. У колдуна в левой руке 16 орехов. Правой он пытается выхватить как можно больше орехов из левой. Если в левой остается один орех, то прорицатель ставит две черточки в тетрадку, если два ореха остается, то одну. Если орехов не остается или их больше двух, то попытка не считается. Нужно заполнить две колонки, состоящие из 4 отметок в каждой. 256 возможных комбинаций сочетания черточек существует. Каждому положению соответствует несколько иносказаний. Чем лучше прорицатель, тем больше историй он знает.

В Котону живут и принимают население адепты культа Тро, отец и сын, вудуисты. Культ пришел в Бенин из Нигерии. Адепты утверждают, что сам Тро родом из Саудовской Аравии, появился он раньше Христа и Мухаммеда, сразу после сотворения мира. Изображают его темнокожим мужчиной, скорее арабской, чем негритянской внешности, одетым в арабскую одежду, с платком на голове. Тро видит прошлое и будущее, а говорят с ним, используя те же орешки кола. Просители в святилище к Тро являются по пояс раздетым, с подвернутыми до колен штанами. Только адепты Тро могут быть полностью одетыми. Они приносят жертву, цыпленка, без жертвы Тро не снизойдет и приглашают войти в святилищ. Большую его часть занимает некое подобие бассейна, заполненного скорлупками орехов кола и камнями. Прямо над бассейном отверстие в крыше, через которое Тро попадает внутрь. Проситель задает вопросы адептам. Сын, зовут его Деди Досу, бросает четыре половинки орехов несколько раз. Папа, его зовут Уно Деду, фиксирует в тетрадке, как они упали, на какой бок или плашмя и отвечает. Ответ зависит от положения орехов. Спрашивать у Тро можно, что угодно. Начиная от того, кем ты был в прошлой жизни, до есть ли жизнь на Марсе, когда наступит конец света и закончится кризис, будет ли вторжение инопланетян и кто будет следующим президентом РФ. Запретных тем, вопросов для Тро не существует. Он знает все и своими знаниями готов поделиться с каждым. Бенинцы верят, что каждый человек еще до рождения избирает свой путь, судьбу. Однако приход в земной мир сопровождается утратой памяти о жизненном предназначении. Помочь его вспомнить помогают прорицатели и колдуны, «отцы тайны», так их называют в Бенине. При необходимости они могут изменить судьбу. Адепты Тро занимаются и этой проблемой - корректируют людские судьбы по указаниям Тро. Устами адептов Тро говорит удивительные вещи. Но часто уста облекают его ответы в размытые, полупрозрачные формы, которые можно трактовать по-всякому, так и эдак. Приходиться снова и снова задавать Тро наводящие и уточняющие вопросы. И прием у адептов растягивается надолго. И чем дольше прием, чем побольше надо заплатить. А когда речь идет о будущем или о прошлом, которое еще до твоего рождения, то тут и проверить - то ничего нельзя. Все на веру.

 Ponkrat 70
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Пчёлы - это воск. Воск - это искусство. Дагомейское литье
    В Бенине со времен Дагомеи, а это 17 век, прижилось искусство литья. Случилось это при втором дагомейском царе Дако Дону. Он же построил столицу царства Дагомея, город Абомей, что значит «город внутри стен».
  • Дагомея в Абомее
    Однажды королю Акаба надо было построить дом. Тогда он обратился к вождю, которого звали Дан, с просьбой уступить ему вполне реальный участок земли для строительства дома. Дан сказал: "Еще немного и ты начнешь строить у меня на животе". Король запомнил это и при первом удобном случае убил Дана, в землю закопал и построил дворец. Вот и получилось, что король, действительно, построил "дом на животе Дана", на языке фон - "данхоме". Отсюда пошло название "Дагомея", что значит "дом на животе Дана".
  • Метеовуду
    Колдуны в Бенине могущественны и всесильны. Их бояться и уважают. Они, шутя, переселяют душу умершего человека в тело живого, насылают порчу и в животе у человека заводятся змеи, а вены забиваются рыбьими костями. Однажды, в Котону, человек пришел на лечение к колдуну и во время сеанса выплюнул изо рта мышь. Таких сказок вам в Бенине расскажут много. А вот вам сказка про, кто делает погоду в Бенине.
  • Озеро Нокуэ
    Есть в Бенине одно из самых, если не самое большое в Африке поселение на озере. Живут в нем (в поселении, не в озере) представители народности тофину. Называется оно (поселение, не озеро) Ганвье, «сообщество тех, кто наконец-то нашел мир». Тофину бежали на озеро в 17 веке от «кровожадных и беспощадных» дагомейцев, которые были не прочь тофину завоевать и продать в рабство. Вера не позволяла дагомейцам входить в воду и вести на ней боевые действия. Вот так и появилась у Африки своя Венеция.
  • Над вуду я смеяться не буду
    Вуду - религия популярная. Ее исповедуют по разным оценкам от 30 до 50 млн. человек. Некоторые считают ее древнейшей в мире. Ей 10 тысяч лет. 2/3 бенинцев вудуисты, даже те, кто считает себя христианами или мусульманами. Бенин - единственная страна, где вуду государственная религия. 10 января в Бенине - красный день календаря. Ежегодно и повсеместно в этот день проходят вудуистские церемонии. Бенин отмечает День вуду.