ВАШИ СТАТЬИ · 401
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  3 января 2013 года  /  Бенин  /  Ponkrat

Дагомейские короли и орешки знанья

Церемонии городского масштаба проходят за несколько дней, обычно за три. В первый день приносят в жертву курочек. На второй - козочек. На третий, если все идет, как надо, режут коровушку…


Древний город Абомей Из камней и из костей. Он не нужен никому, Я тебе его дарю. Родилось от посещения Абомея, возникшего в 17 веке. Город был столицей сильного государства Дагомея. Управляли государством дагомейские короли. Они все, как один, исповедовали вуду. Для кого культ, а для кого и государственная религия. Абомейцы убеждены, что вуду, возникший чуть ли не во времена сотворения мира, появился на территории, которую сейчас занимает их город. Здешние приверженцы вуду умерших королей очень почитают. Им посвящают ночные церемонии городского масштаба.

В Бенине говорят так: «Чтобы все было хорошо, вудуистские церемонии надо проводить в семье, в деревне, городе и в стране». Поэтому и церемонии можно разделить на семейные, деревенские, городские и государственные. На городских церемониях присутствуют официальные лица, обязательно мэр. Церемонии городского масштаба проходят за несколько дней, обычно за три. В первый день приносят в жертву курочек. На второй - козочек. На третий, если все идет, как надо, режут коровушку. В Абомее, городские церемонии посвящены давно умершим королям. Их было больше десятка. Для церемонии выбирают подходящее место. Обычно они проходят за городом, в окрестных деревнях, где есть большая площадь, может стадион. За организацию церемонии отвечает глава местного клана, той деревни, где назначена церемония. На мероприятие приезжают главы всех кланов и семей Абомея и его окрестностей. Церемония влетает местным в копеечку. За то на следующий год уже они будут гостями в соседней деревне, где будет проходить городской слет вудуистов.

Зрители шоу сидят по краям площади. Заходить внутрь, пересекать площадь нельзя. Опасно для жизни. За порядком присматривают специальные люди с дубинками. Выходишь на ритуальный круг - тут же к тебе прибегают, берут под белы, а кого-то и под черны рученьки и выводят из ритуального круга. Вудунов, участников церемонии много, человек 200. Они группками появляются в ритуальном круге и исполняют вудуистский танец, представляя себя, а также того или иного дагомейского короля, с духом которого колдун поддерживает сакральную связь. Королями дело не ограничивается. Они общаются с духами земли, воды, воздуха, предками рангом пониже королевского. По представлениям бенинцев бог Маву-Лиза создал все сущее и теперь отдыхает. А управляют миром по его приказанию многочисленные духи, духи предков, королей. Имена этих духов написаны на длинных поясах, которые надевают на время церемонии жрицы и жрецы вуду.

Одежда у вудунов яркая, но однообразная. Мужчины и женщины закутаны в ткани. На всех широкие металлические браслеты, закрывающие голые предплечья. Женщины носят такие длинные ножи и трости, а у мужчин королевские посохи, изогнутые жезлы. У всех дагомейских королей был свой жезл, с определенным символом, с торчащей рыбкой, львом, птичкой. Вудун, служащий духу своего короля, имеет посох с тем же символом, что на своем посохе носил король. Для вудунов смысл жизни в общении с духами и божествами. Цель общения - заручиться их поддержкой, получить от них ценную информацию через медиумов. Но информацию можно получать и от простых, горьких на вкус, орехов кола. Гадают на орехах по-разному. Есть вот такой способ. У колдуна в левой руке 16 орехов. Правой он пытается выхватить как можно больше орехов из левой. Если в левой остается один орех, то прорицатель ставит две черточки в тетрадку, если два ореха остается, то одну. Если орехов не остается или их больше двух, то попытка не считается. Нужно заполнить две колонки, состоящие из 4 отметок в каждой. 256 возможных комбинаций сочетания черточек существует. Каждому положению соответствует несколько иносказаний. Чем лучше прорицатель, тем больше историй он знает.

В Котону живут и принимают население адепты культа Тро, отец и сын, вудуисты. Культ пришел в Бенин из Нигерии. Адепты утверждают, что сам Тро родом из Саудовской Аравии, появился он раньше Христа и Мухаммеда, сразу после сотворения мира. Изображают его темнокожим мужчиной, скорее арабской, чем негритянской внешности, одетым в арабскую одежду, с платком на голове. Тро видит прошлое и будущее, а говорят с ним, используя те же орешки кола. Просители в святилище к Тро являются по пояс раздетым, с подвернутыми до колен штанами. Только адепты Тро могут быть полностью одетыми. Они приносят жертву, цыпленка, без жертвы Тро не снизойдет и приглашают войти в святилищ. Большую его часть занимает некое подобие бассейна, заполненного скорлупками орехов кола и камнями. Прямо над бассейном отверстие в крыше, через которое Тро попадает внутрь. Проситель задает вопросы адептам. Сын, зовут его Деди Досу, бросает четыре половинки орехов несколько раз. Папа, его зовут Уно Деду, фиксирует в тетрадке, как они упали, на какой бок или плашмя и отвечает. Ответ зависит от положения орехов. Спрашивать у Тро можно, что угодно. Начиная от того, кем ты был в прошлой жизни, до есть ли жизнь на Марсе, когда наступит конец света и закончится кризис, будет ли вторжение инопланетян и кто будет следующим президентом РФ. Запретных тем, вопросов для Тро не существует. Он знает все и своими знаниями готов поделиться с каждым. Бенинцы верят, что каждый человек еще до рождения избирает свой путь, судьбу. Однако приход в земной мир сопровождается утратой памяти о жизненном предназначении. Помочь его вспомнить помогают прорицатели и колдуны, «отцы тайны», так их называют в Бенине. При необходимости они могут изменить судьбу. Адепты Тро занимаются и этой проблемой - корректируют людские судьбы по указаниям Тро. Устами адептов Тро говорит удивительные вещи. Но часто уста облекают его ответы в размытые, полупрозрачные формы, которые можно трактовать по-всякому, так и эдак. Приходиться снова и снова задавать Тро наводящие и уточняющие вопросы. И прием у адептов растягивается надолго. И чем дольше прием, чем побольше надо заплатить. А когда речь идет о будущем или о прошлом, которое еще до твоего рождения, то тут и проверить - то ничего нельзя. Все на веру.

 · 1 · 0 · 0
 Ponkrat 66
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.