ВАШИ СТАТЬИ · 399
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  11 января 2013 года  /  Уганда  /  Ponkrat

Малорослики

Правительство Уганды не разрешает туризманам посещать деревни пигмеев, потому что они не презентабельные. Но за денежку пигмеи сами придут к вам и покажут, как они выживают в условиях леса.


Г.Бухома. Пигмеи Бвинди. Пляски. Лишь бы не работать. Уганда. Автор  Т. Акопов.Пигмеи есть во многих африканских местах и странах. В общей сложности их набирается тысяч 200. Внутри этого народца несколько групп. На юго-западе Уганды живут бамбути, вамбути или просто мбути. По разным подсчетам их от 30 до 50 тыс. Рост пигмея не превышает 1 м. 50 см. Нас они называют Большими Белыми, а других африканцев, Большими Черными. Попытки приучить их к городской жизни редко заканчиваются удачей. В городе пигмей теряется и не знает, что делать, чтобы выжить. Вне городов и деревень «цивилизованных» африканцев они живут на горных, лесистых склонах. «Дома» они ходят полуголыми. Иногда покидают лес и навещают города, чтобы закупить необходимые товары - спички, соль, муку, рис, картошку и т.п. В город они являются в обычной одежде, у кого что есть, кто что выменял и купил. Как правило, она больше на несколько размеров. Потому что для таких малюток взрослую одежду не шьют.

Г.Бухома. Бвинди. Пигмейский дом. Уганда. Автор  А. Понкратов.Правительство Уганды не разрешает туризманам посещать деревни пигмеев, потому, что они очень, уж, не презентабельные. Но за денежку пигмеи сами придут к вам и покажут, как они выживают в условиях леса. Тысячелетиями мбути вели кочевую и полукочевую жизнь, переходили с места на место в поисках живности и сочных плодов, осваивали общиной огромные до 300 кв. км. территории. Теперь они живут более менее оседло. Угандийская организация «Бвинди Консервейшн Траст» выкупила для «своих» мбути большие участки земли. Чтоб не тревожить малышей, всякая хозяйственная деятельность на них запрещена. У каждой общины есть определенная территория от 10 кв. км. и больше. Земли и леса обычно хватает, чтобы прокормить людей, а ресурсы успевали восстанавливаться в течение хозяйственного года.

Г.Бухома. Бвинди. Пляски пигмеев. Плясать-не мешки  таскать. Уганда. Автор  Т. Акопов.Живут мбути в резервациях а дома строят так... Втыкают несколько длинных стволов в землю. Более тонкими ветками, как бы стягивают жилище, чтоб стволы-стены не развалились. Корой завязывают места соединений стволов и веток. Сверху наваливают травы. Полчаса и дом готов. Белый человек среднего роста стоит в нём, согнувшись. Община осваивает территорию радиусом 3-4 км. от стойбища. Окружающий лес эксплуатируется во всех направлениях. Когда ресурсы оскудевают, грибы, ягоды, вершки и корешки, заканчиваются, пигмеи переходят на другой участок. Частота смены участка от 3-4 дней до 3-6 недель. Во время смены местожительства пигмеи бросают старые дома и строят новые. Если в пигмейской общине пять шалашей, это значит, что она состоит из пяти семей.

Г.Бухома. Бвинди. Пигмейская девочка. Дети у них, вообще, карманные. Уганда. Автор  А. Понкратов.Обычно главы семьей - родные братья, родственники. Своих жён они нашли в других общинах. Пигмеи могут иметь несколько супружниц, но чаще ограничиваются одной. С одной жить проще. Домостроительством у пигмеев мбути занимаются женщины. Это женское занятие. Мебели в домиках никакой нет. Спят, сидят, едят на земле или на соломенных циновках, плести которые мбути большие мастера. Когда в общине пигмеев нет денег, чтобы купить спичек или зажигалку, огонь они разводят трением двух кусочков дерева. Берут деревяшку с углублением и палочку, достаточно длинную, чтобы зажать её между ладоней. В углубление кладут сухие листья, опилки, труху. Десять секунд энергичной работы ладонями и занимается огонь. Он нужен, чтобы обсушиться, согреться и приготовить еду: рис, картошку, маниоку, бананы. Приготовление пищи - занятие женское, как и строительство хижин. Собирательство тоже.

Г.Бухома. Бвинди. Летающая бутылка. Уганда. Автор  А. Понкратов.Основное орудие собирательницы - палка-копалка. Ею откапывают съедобные корешки. Если на пути добытчицы попадается ящерка или змейка, то ими тоже не брезгуют, несут домой. Все это поступает в распоряжение отдельных семей. Но излишки падают в общий котёл. Мясо пигмеи кушают не каждый день, а только когда на охоте кого поймают или разживутся деньгами. Мясо жарят на одноразовых палках - шампурах. Нанизывают куски мяса на шампуры, ставят их шалашиком вокруг открытого огня. При такой технологии мясо, как следует, прожарится не успевает. Едят его сырым. Поедание мяса - целый праздник. По этому поводу лесные люди сочинили песню. Она исполняется под хлопки в ладоши. В песне такие слова: «Турику ни яма, турику ни яма, турику ни яма». Они повторяются бесконечное число раз и означают: «Мы едим мясо, мы едим мясо, мы едим мясо». На мясо не набрасываются. Куски раздает самый опытный охотник, самый уважаемый пигмей. Никто не останется без еды. Каждый получает свою долю. Хоть по чуть-чуть, но достанется всем. Не зависимо от того работал маленький человек, болел или бездельничал. Община у пигмеев на первом месте, она даже выше семьи. Общественное выше личного. Община избавляет человека от самого страшного, от страха остаться без пищи. Тебя гарантировано накормят.

Г.Бухома. Групповой портрет мбути. Уганда. Автор  А. Понкратов.За добычей пигмеи ходят сообща, по 5-6 человек потому что индивидуальная охота малопродуктивна. Охотятся с луками и копьями. Лук деревянный, небольшой даже для пигмея. Тетива из лыка. Стрела тоже деревянная с железным наконечником. Из лука можно подстрелить кабана, небольшую антилопу, обезьяну, змею. С копьями ходят на маленьких лесных слонов, но только тогда, когда уверены, что смогут съесть всё мясо. Оно быстро портится, а пигмеи не позволяют себе убить больше животных, чем могут съесть. Мбути используют ловушки, которые мастерят из подручных материалов - палочек и лыка. Система соединена с согнутым деревом. Когда животное наступает на палочку, гибкий ствол выпрямляется и затягивает лыковую петлю. Ловушки ставят и на крупную и на мелкую дичь. Запасов пигмеи не делают. Убитое животное делиться поровну на месте, и каждый охотник возвращается с охоты со своей долей. Если животное принесено в стойбище целиком, то делят его старейшины между всеми общинниками, как принимавшими участие в охоте, так и не принимавшими.

Г.Бухома. Бвинди. Барабан дырявый, но гремит звонко. Уганда. Автор  А. Понкратов.Ещё пигмеи охотятся сетями, сплетенными из тонких лиан. У каждого охотника есть своя сеть, но охотятся тоже все вместе. Лесные жители хорошо знают повадки зверей, могут вплотную подойти к животному. Впереди всегда идет разведчик. Если он замечает добычу, то на языке жестов сообщает товарищам, какого зверя видит, большого или маленького, молодого или старого, сколько до него метров и куда надо идти, чтобы выйти на исходные позиции. Жертву окружают. По условному сигналу загонщики бросаются вперед и перепуганные животные сами бегут в сети. Раз в году община устраивает охоту бегбе, в которой принимают участие даже женщины. Пигмеи соединяют в полукруг все сети длинной от 9 до 30 м, получается ловушка на сотни метров. Женщины криками гонят в неё животных.

Г.Бухома. Шире круг. Пигмеи мбути. Уганда. Автор  А. Понкратов.Духовная жизнь мбути покрыта мраком. Они неохотно раскрывают её другим людям. Даже танцы показывают только бытовые, не те, что обращены к духу леса, которому поклоняются. Мбути называют себя «детьми леса». Он для них живое существо, одухотворенное и обожествлённое. Один из способов умилостивить лес, попросить у него прощения за рубку деревьев и охоту - это разведение и поддержание огня. Пигмейское общество наиболее справедливое из всех существующих моделей. Внутри него нет произвола. Мужчины и женщины равноправны. В общинах нет совета старейшин, религиозных лидеров, просто лидеров. Жизнью общин руководят опытные пигмеи, а не заслуженные. Общество наделяет их кой - какими привилегиями, например, поровну разделить добычу. Мы вот тоже пытались построить справедливое общество, но безуспешно. Оно получилось более или менее справедливым, но очень, уж, бедным.

 · 2 · 0 · 0
 Ponkrat 64
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.