ВАШИ СТАТЬИ · 403
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  17 января 2013 года  /  Непал  /  Ponkrat

Будданатх, Сваямбунатх, Пашупатинатх

«Мы не гуляли по вселенной с песней вдоль и поперёк, но можешь смело сказать наперёд - нет места лучше и в раю, чем родное Катманду». Группа «Крематорий».


Люди. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Катманду - город интереснейший и колоритный. Только успевай замечать разные странности да необычности. В Катманду мужчины, достигая определенного возраста, носят национальные шапочки - пёстрые, лёгкие или плотные, чёрные, а женщины тут ходят в сари очень ярких цветов. Девушки друг дружку, а молодые люди друг друга часто держат за руки. Просто они, как тут говорят, «вери гуд френдс», а не лесбиянки или гомосеки.

В Катманду почти нет тротуаров, поэтому надо быть предельно внимательным, а то задавят. Улицы узкие и расширять их никто не собирается. В городе пыльно, с пылью переносится всякая зараза, поэтому многие носят марлевые повязки. Дорожная ситуация не ахти. Светофоров и разметки на дорогах почти нет. Регулируют движение непальские постовые. Вид у них очень даже презентабельный. Поверх высоких армейских ботинок они надевают белые кожаные ремешки, видимо, чтоб шнурки не развязывались. О правилах движения в Непале не задумываются, особенно рикши.

Рикша. Непал. Автор А. Понкратов.У большинства рикш спереди торчит деревянная палка, чтобы была возможность работать в дождь, накрывшись куском полиэтилена. Техника по дорогам ездит иногда допотопная и самодельная. У нас такая не пройдет ТО даже за большие деньги. На улицах повсюду стоят и снуют торговцы - передвижники. Продают они со своих велосипедов, как правило, фрукты. То и дело попадаются люди, переносящие на себе огромные тюки. Это портеры. Иной раз дешевле нанять портера для переноски товара, а не машину. Даже если речь идет о переноске товара в другой город. Коммуналка в Катманду зрелище печальное - канализация не везде, водопровод и горячая вода тоже, дома не ровные, проводов над улицами висит много, а свет в городе вырубают каждый день. Мусор убирают не весь, а тот, что убирают, частично сваливают прямо в черте города. На мусорных кучах вырастают новые дома, кварталы.

Коммунизм победит. Мир. Труд. Май. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Катманду-город флагов. На каждой улице, на многих домах реют разноцветные буддистские флаги и флаги политических партий. Бросаются в глаза серпастые и молоткастые флаги маоистов, ставших крупнейшей оппозиционной партией Непала. А каков флаг у самой страны? Наверное, самый необычный в мире - два красных треугольника… Есть у Непала и национальный девиз: «Мать и родина - дороже небесного царства». Под этим девизом непалки с непальцами и живут. Живут счастливо, весело, угрюмое лицо встретишь редко, но бедно. Непал одна из самых бедных стран мира, а до 1950-х гг., она была ещё и одной из самых закрытых. Зато теперь туризм в Непале - ведущая отрасль. В Катманду можно приобщиться к религиозному и культурному туризму.

Рядом со Своямбунатхом.Макияж для Будды. Непал. Автор А. Понкратов.Катманду лежит в одноименной долине. Это горная долина, находится она на высоте 1300 м над уровнем моря. Местные жители говорят, что в долине Катманду живут 10 млн. богов. Наверное, большая их часть обитает в столице. Ведь по процентному отношению культовых построек к жилым Катманду занимает, наверное, одно из первых мест в мире. Столица Непала - это музей под открытым небом. В нем до сего дня сохранилось ощущение старины. На улицах и в переулках, на площадях старого города стоят буддистские ступы, индуистские храмы… Облик столицы формируют в основном постройки 17-18 века, но есть и более ранние. Например, ступа Будданатх, буддистский храмовый центр на окраине Катманду. Через это место лежал путь из Тибета в Индию и в Будданатхе останавливались многие паломники.

Будданатх, ступа. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Вокруг ступы расположено около 40 буддистских монастырей. Их легко посчитать, стоя на веранде одного из многочисленных ресторанов, окружающих ступу. Дома с желтыми крышами и есть монастыри. Фанату религиозного туризма на заметку. Буддистом и даже буддистским монахом в Непале может стать всякий, знакомый со священными текстами и исполняющий религиозные предписания. Совету, полученному от монаха, следуют неукоснительно. Монашеская жизнь проходит в медитациях, чтении священных книг и молитвах. Каждая произнесённая молитва приближает буддиста к избавлению от земных страданий. При желании монах волен покинуть монастырь и вернуться в мир. Будданатх - это ступа, главное культовое сооружение буддистов Непала, построена в III веке до н.э. Будданатх - одна из самых старых и больших ступ в мире. Глаза на её стенах - не элемент декора. Считают, что через них на верующих глядит Будда. На месте носа у Будды странный орган больше похожий на ухо, чем на нос. Говорят, так выглядели представители более ранних цивилизаций. Ступу обходят по часовой стрелке, совершая ритуал «прадакшина». Правой рукой надо крутить барабаны, исписанные словами молитв на санскрите. Крутишь барабан - молитва работает - отправляется прямиком на небеса. Первый раз обходишь ступу - молишься за всех, второй - за животных, третий - за себя. Ступа большая, один круг - метров 800. По тому же принципу работают флажки с мантрами. Они на культовой территории развешаны повсюду. Шелест флажков на ветру заставляет мантры звучать и нести благодать всему окружающему. Под ними полезно постоять. Можно пройти через ворота в стене, где установлены барабаны и оказаться у ступы, но выше второго уровня подниматься нельзя. Что за уровни? Вся ступа, от основания до макушечки, поделена в горизонтальной плоскости на уровни, отражающие духовное развитие человека. Всего их 13. Основание ступы, постамент символизирует землю, полусфера - воду, шпиль - огонь (в шпиле тоже 13 ступеней), зонт - воздух, штучка над зонтом - небо. Чтоб достичь неба, то есть нирваны, нужно преодолеть 13 уровней. Люди не религиозные, но творческие стоят только на втором уровне. Люди не религиозные и не творческие, вообще, на первом. Путь до нирваны сложен. Вокруг ступы плотным кольцом выстроились магазины, сувенирные лавки и рестораны. Много магазинов с буддистскими вещицами (очень недорогие танки, благовония, монашеская одежда). В фильме Бертолуччи «Маленький Будда» одна из сцен фильма происходит в Будданатхе. В одно время с Будданатхом построили

Рядом со Своямбунатхом. Три Будды. Непал. Автор А. Понкратов.Сваямбунатх - буддистский храмовый центр на окраине Катманду (в «Маленьком Будде» не снимался). Он менее известен, менее масштабен. Сваямбунатх стоит на высоком холме и главенствует над Катманду. В центре комплекса находится большая ступа, к ней ведет крутая в 300 ступеней лестница. Весь комплекс называют ещё Обезьяньим храмом. В роще на склонах горы обитают дикие обезьяны, их подкармливают туристы, паломники и служители храмов. Место это почитается также индуистами, у которых имеется небольшое святилище возле ступы. Но и своих святилищ, культовых мест у непальских индуистов в Катманду предостаточно.

Люди. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Одно из них, самое грандиозное, Пашупатинатх. Основали его в 13 веке. Это центр непальского индуизма. Появилось оно так. Однажды Шива развлекался на месте Пашупатинатха (тогда никаких строений на месте центра не было) со своей женой и в память об этом событии оставил огромный, каменный лингам, фаллос, чтоб люди ему поклонялись. Лет через сто один крестьянин заметил, что у его коровы молоко сочится из вымени, когда она проходит над одним и тем же местом. Начали копать и откопали фаллос, длинной 1 м. Ему стали поклоняться, и вскоре возник Пашупатинатх. Главный храмовый комплекс Шивы стоит на окраине Катманду, на холме Мригастхали, на берегах реки Багмати. В комплекс на левом берегу пускают только индуистов (кожаную обувь, ремни оставляют у входа на полочках). Для всех остальных, в том числе для туристов-религиозников, есть правый берег.

Пашупатинатх. Шива на входе в комплекс. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Над входом для индуистов изображение хозяина комплекса, Шивы с трезубцем и в ожерелье из человеческих черепов. Ежедневно сюда стекаются толпы верующих, паломников, не только непальцев, но и из соседней Индии. Шива персонифицируется с лингамом, и лингамов в Пашупатинатхе хватает. Наиболее ценные, исторические, древние поместили в храмы. К примеру, тот фаллос, метровый, от Шивы, находится в храме и для туристов - неиндуистов не доступен. Потому что в храмы неиндуистов не пускают. Но между храмами находятся общедоступные лингамы. Каменные фаллосы поливают водой или молоком. Обезьянам всё равно, где промышлять, на левом берегу у индуистов или на правом, где все остальные.

Пашупатинатх. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.В Пашупатинатхе сотни обезьян. Здесь они чувствуют себя вполне уютно, наверное, потому, что Шива покровительствует животным. Индуисты считают обезьян, родственниками легендарного обезьяньего бога Ханумана и полагают, что обезьяны понимают человеческую речь и даже умеют разговаривать - просто скрывают, чтобы не заставили работать. В Пашупатинатхе больше десятка храмов, посвященных Шиве, несколько галерей лингамов. Всего в них 108 фаллосов, но по ощущениям, гораздо больше. Кроме культовых объектов в Пашупатинатхе имеются - дом ожидающих смерти, куда приходят умирать старики, госпиталь для больных тифом, гостиница для паломников, помещения, где живут садху.

Пашупатинатх. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Фанату религиозного туризма... В индуизме за священников жрецы - брахманы. Они не дают обетов, живут обычной жизнью, ведут хозяйство, имеют семью. А на монахов в индуизме походят люди, страшного вида, отрешившиеся от мира и посвятившие себя одному из индуистских богов. Они называются садху. Садху ведут аскетическую жизнь, народ их считает мудрецами. Именно к садху, а не к брахманам идут непальцы со своими проблемами. Каждый кроме проблем приносит что-то материальное, денежку. Других источников существования у садху, как правило, нет. Садху становятся тогда, когда человек чувствует, что его земное предназначение подходит к концу, что пора подумать о душе. Садху - это отшельники, которые занимаются духовными практиками. Семей у них нет, а если и были, то они из своих семей ушли. Отличительная особенность садху - тилака, плоска на лбу. Горизонтальная тилака означает, что человек шиваист, поклоняется Шиве; если на лбу вертикальная полоса - это человек, поклоняющийся Вишну, вишнуист. Оба бога покровительствуют йогам, а садху прекрасные йогины. Они легко проделывают следующее упражнение: заворачивают в простыню камень, снимают штаны, оттягивают гениталии и вешают на них камень, как на бельевую верёвку, не испытывая боли. Отшельники - приверженцы древних традиций, мажут тело пеплом, грязью, они не следят за внешним видом, не причесываются, не стригут ногти, волосы, носят дреды, колтуны на голове, как у растаманов. Но у многих мобильные телефоны.

Пашупатинатх. Кремация. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.А теперь 100% религиозный туризм. Каждый индуист надеется, что в последний путь его проводят именно в Пашупатинатхе, главном месте кремаций в Непале. Если повезёт, то можно своими глазами увидеть этот ритуал от начала до конца. Это, конечно, нечто… В Пашупатинатхе покойников сжигают на гхатах, каменных площадках для кремации, стоящих вдоль реки Багмати. Людей важных и состоятельных кремируют в непосредственной близости от главного храма с золотой крышей и серебряными дверями, где храниться лингам, оставшийся от Шивы. Напротив входа в храм - гхат для членов королевского рода. Чем дальше от королевского гхата, тем кремация дешевле. Индусы считают, что только кремация освобождает душу и подготавливает ее к новому рождению. Погребальный ритуал сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации.

Пашупатинатх. Кремация. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Для того чтоб сжечь покойника целиком и полностью, нужно килограммов 350-400 дров. Дрова - это самое дорогое, что есть в обряде. 300 килограммов поленьев стоят в Катманду полторы тысячи рупий, это рублей 500. Дрова покупают рядом с Пашупатинатхом и привозят в тележке к месту кремации. Сначала поленья выкладывают в три или два ряда. Длина ряда, примерно, соответствует росту покойного. Потом поленья кладутся поперек. И так несколько слоев. Управится с кремационной рутиной помогают работники крематория. Их услуги не дороги - 750 рупий, 200-250 р. После ритуала прощания в храме родственники-мужчины на носилках относят покойника, закутанного в белый саван, на берег Багмати, для омовения ног. Белый в Непале - цвет траура. Затем тело несут к сложенным поленьям. Носилки вращают над ними по часовой стрелке три раза. Тело снимают с носилок, укладывают на поленья и накрывают покрывалом из желтой ткани, похожей на марлю. Сверху укладывают цветы, а над ними пучки соломы. Солома обязательно должна быть влажной, сырой для того, чтоб костёр горел долго, и покойник сгорел полностью. Дальше на голову умершего кладут фитиль, а под голову щепки сухого бамбука, чтобы голова сгорела, и покойник не помнил в следующей жизни о предыдущем перерождении. Сверху умершего накрывают погребальным покрывалом. На него высыпают красную пудру, рис, овёс, тмин, кладут кусочек сандалового дерева. Тело обходят три раза, держа в руках горящую свечу. Этой свечой поджигают сначала голову, потом всё остальное. Чтобы погребальный костер не гас, бросают несколько кусков растительного масла. Даже если на гхатах горят несколько покойников, то никакого неприятного запаха не ощущается. Сжечь тело желательно в день смерти, до заката.

Пашупатинатх. Кремация. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Старший сын сжигает тело отца, младший - тело матери. Если сыновей нет, то проводами в последний путь руководит ближайший родственник, мужчина. Если умирают дети, то ведущую роль в кремации выполняет отец. Отца нет - ищут опять-таки родственника мужского пола. Если и родственников нет, то тело сжигают местные работники. Часто в последний путь покойного приходят проводить друзья, коллеги по работе, подчиненные, сослуживцы. Вся церемония обходится родственникам покойного примерно в 4-5 тыс. рупий, 1500-2000 р. Сравните с нашими похоронами. Стоимость кремации на королевской стороне, там, где сжигают важных и состоятельных людей выше в два раза. Согласно индуистской философии, огонь и вода являются двумя основными элементами мироздания.

Пашупатинатх. Кремация под наблюдением обезьяны. Омывание ног перед сожжением. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Именно с водой и огнем связаны все мало-мальски значимые этапы в жизни человека. В воде купают новорождённых, в воду после сожжения попадают останки человека. Для непальских индуистов Багмати - священная река, уносящая прочь людскую скверну и грехи. Когда воды в реке много, каждый пришедший на берег Багмати индуист считает своим долгом совершить ритуал омовения. К реке обращаются с молитвами, просят благословения, приносят дары. В сухой сезон Багмати здорово мелеет. Но останки, сгоревшие не полностью, всё равно сбрасывают с гхатов в реку, вернее в илистые лужи. Туда бросают также и то, что было на человеке в день смерти: серьги, кольца, браслеты, часы, одежду с кошельками в карманах. Молодежь копается в иле, надеясь найти что-нибудь ценное, например, золотые коронки или украшения. Зрелище вполне достойное религиозного туризма. А слишком преданные этому виду отдыха туристы могут к поисковикам присоединиться.

P.S. Хорошее место для культурного туризма. Есть недалеко от КТМ культурная столица, непальский Питер, Бхактапур. Это город музеев - традиционного танца, инструментов, костюмов, орнаментов, деревянной скульптуры, бронзовой, национальная галерея и пр. Городская площадь Дурбар с Золотыми и Львиными воротами внесена в список ЮНЕСКО. Здесь масса буддистских памятников, храмов и дворцов, треть которых была разрушена землетрясением 1934 г. и восстановлена. Культурные туристы этот город не проезжают мимо. В нем 7 хороших отелей. В колокол на террасе храма Батсала Деви звонят по утрам, прославляя богиню Теледжу, ипостась Кали. Ещё он известен, как «колокол лающих собак». Когда в него звонят, все окрестные собаки заливаются лаем. Проверено - лают.

 Ponkrat 70
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Have a rest to Everest
    У нас Непал ассоциируется с самыми высокими горами планеты. Высочайшая из них Эверест или Джомолунгма. Покорить его мечтают многие. Реализовывать это желание берутся соответствующие фирмы. Цена восхождения - несколько десятков тысяч долларов.
  • Не прикасаться
    Однажды мы решили поехать в Непал, чтобы привезти оттуда материал о касте неприкасаемых. Информация собиралась дома, по крупицам, с разных сайтов, из разных книг, к сожалению, не совсем свежих. Ну, уж какие были. Информация ценнейшая, как казалось перед поездкой…
  • В Намче базарить
    Слово «шерп» синоним отваги, героизма и выносливости. У дипломатов «шерпом» называют специалиста, который готовит почву для переговоров (выполняет самую тяжелую работу). Шерпов приглашали штурмовать вершины Швейцарии, Австрии, Франции, Японии. Без их усилий Эверест так и остался бы не покоренным.
  • Только раз в году
    Индийские боги узнают о рождении нового Будды за 1000 лет до его появления на свет. Они летят в небесную страну Тушита и спрашивают, готов ли Будда принять на себя земное тело и труд по спасению человечества. Будда Шакьямуни оказался готовым. Он родился в 6 в. до н.э. в месте, которое сейчас называется Лумбини.
  • Боги на все случаи жизни
    Боги Непала лечат зубную боль, разоблачают лживых чиновников, помогают строить дома и рожать детей, они присматривают за супругами и делают много других полезных вещей.