ВАШИ СТАТЬИ · 400
Вы присылаете, мы - публикуем!





 /  28 декабря 2012 года  /  Непал  /  Ponkrat

Боги на все случаи жизни

Боги Непала лечат зубную боль, разоблачают лживых чиновников, помогают строить дома и рожать детей, они присматривают за супругами и делают много других полезных вещей.


Непал - это вечный религиозный праздник. Повсюду, особено в Катманду, плакаты с надписями религиозного характера. Люди нарядные, везде что-то происходит, паломники направляются на богомолье, монахи собирают милостыню, верующие торопятся сделать подношение индуистскими или буддистским богам, а может и тем и другим сразу. Религиозный туризм может и должен быть развит в Непале, как нигде.

Катманду. Бхайрава-Шива. Старый город. Непал. Автор А. Понкратов.Одно из самых почитаемых божеств Непала - Шива. Его прославляют тысячи каменных изображений, монументов, статуй. Однажды Шива за что-то рассердился на Брахму и, чтобы напугать, явился перед ним в образе Бхайравы, одной из своих ипостасей. Ипостась выглядит ужасно: лицом черна, клыки изо рта в разные стороны, волосы тоже, глаза выпучены, налиты кровью. Посмотреть на Бхайраву можно в Катманду, в старом городе. У Бхайравы приводят к клятве непальских чиновников. И если кто солжёт перед статуей - немедленно истечёт кровью. Шива в Непале стоит на страже государственных интересов. Индуистское божество, как правило, имеет несколько ипостасей, проявлений. Некоторые принимают и человеческий образ. Непальский король считался воплощением Вишну - одного из главных индуистских богов. Воплощение проживало в Катманду, в королевском дворце Нараянхити Дарбар. Последнее воплощение, он же брат расстрелянного короля, вело себя ужасно - не платило налоги, разоряло казну, подмяло под себя весь бизнес в стране. Его сместили, заставили заплатить, выселили из дворца. До суда и тюрьмы, уж, не знаю, дошло или нет. Мужские божества воплощаются в мужском поле, женские - в женском.

Патан-Лалитпур. Непал. Автор А. Понкратов.В одном из дворцов Катманду живет богиня Кумари, живое воплощение Кали. Кумари выбирают из девочек в возрасте 4-5 лет. Чтобы стать богиней, нужно родиться в буддистской или индуистской семье, уметь безошибочно узнавать принадлежавшие ей в прошлой жизни предметы, соответствовать 32 физическим параметрам - от цвета глаз до тембра голоса и пройти через страшные испытания. Например, ребёнка закрывают в темной комнате и пугают или включат свет и подбросят труп. Богиня покидает дворец, где живет с матерью и прислугой, всего несколько раз в году для участия в праздниках. А на балкон для встреч с общественностью выходит чаще. Если повезёт, и она выйдет, то можно с ней запросто поговорить, получить благословение. Девочка остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы каплю крови. После этого ей дают хорошее приданое, но выйти замуж отставной богине нелегко - считается, что муж умрёт рано. Вот и боятся женишки.

Дакшинкали. Поклонение богине Кали. Непал. Автор А. Понкратов.Непал ассоциируется у нас с буддизмом, а зря, потому что буддистов у них хоть и много, но индуистов больше. А больше их стало ещё в 4 веке, когда в Непал из Индии перебралась значительная часть индуистов народности невара. До того буддизм в Непале преобладал. Смена религий прошла мирно: у буддизма и индуизма много общего. Некоторые святыни одинаково почитаемы как индуистами, так и буддистами. Но и различия тоже есть. Южнее столицы Непала Катманду есть селение Дакшинкали, превосходный объект для религиозного туризма. В Дакшинкали раз в неделю съезжаются поклонники индуистского культа богини Кали. Богиня покровительствует югу долины Катманду, поэтому там её называют Дакшинкали, Южная Кали.

Дакшинкали. Поклонение богине Кали. Непал. Автор А. Понкратов.Она в представлении этой части верующих вовсе не невинное дитя, а грозное божество, жаждущее крови. По субботам к храму Южной Богини выстраивается огромная очередь верующих. Через неё проходят до 400 тыс. человек. Очередь двигается медленно. Многие приезжают с родственниками, друзьями. Один стоит - остальные отдыхают. Так и меняются. Для заклания используют петухов, козлов, селезней, баранов, кабанов, иногда буйволов. Годятся только самцы и, желательно, чёрной масти. Перед тем, как принести животное в жертву, ему или на ухо или на хвост выливают воды. Если животное упирается, трясет головой или хвостом, то его можно лишать жизни. А если воспринимает водные процедуры спокойно, значит, это чья-то реинкарнация, и животное убивать нельзя. Верующие везут скотину с собой, потому что на месте покупать - дорого, 50 долл. за черного козла. Из бескровных жертв принимаются цветная пудра, рис, цветы, благовония и яйца.

Дакшинкали. Поклонение богине Кали. Непал. Автор А. Понкратов.Храм, куда стремятся попасть верующие, работает с раннего утра до полудня. Потом его закрывают на санитарный час. Надо навести порядок - смыть кровь, выгрести мусор, отрезанные головы, всё то, что остается после принесения кровавых и бескровных жертв. После перерыва служитель культа звонит в тяжелый колокол минут пятнадцать - двадцать, и всё начинается снова: люди, животные и много крови. В храм иностранцев пускают неохотно, но проникнуть можно, если охрана смотрит в другую сторону, не на тебя. Храм - это несколько святилищ под навесом. Пол - кафельный, чтоб кровь смывалась легко. Глотки животным режут служители культа Кали. Если рука не поднимается на животину, то можно принести жертву, никого не убивая. Для этого ей надо повесить на шею колокольчик на красно-белой веревке. С колокольчиком её никто не тронет. Рядом с храмом бригада мясников возится с обезглавленными тушами. Одни сдирают шкуры, другие разделывают. Люди покидают храм со свежим мясом. Кто-то скушает его дома, а кто-то устраивает пикник на природе, рядом с храмом Дакшинкали.

Патан. Холм Хатибан. Народность сунвар. Святилище Кундеботы. Красоточка, как в индийском кино. Непал. Автор А. Понкратов.Во имя чего работает вся эта бойня? Когда ты проливаешь кровь жертвы, то освобождается энергия, необходимая для какого-нибудь дела. Собираешься построить дом, отправится в путешествие, зачать-родить ребенка, то нужно обязательно принести Кали в жертву какое-нибудь животное. Она - одна из ипостасей Деви, или Дурги, жены Шивы. Кали известна своей разрушительной силой. Чтоб задобрить грозную богиню, нужна жертва. Если бы эта система не работала, то народу бы столько в очереди не стояло?

У бога зубной боли. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.На одной из маленьких, уютных площадей Катманду происходит другое чудо. Связано оно, правда, не с явлением божества в человеческом облике и не с пролитием рек крови жертвенных тварей. На площади стоит храм, посвященный богу Вайшья Део, богу зубной боли. Рядом с храмом, на стене дома висит, видимо, сук, ветка дерева, к которой прибиты монеты. Прибиты они неспроста. Если у непальца болит зуб, он идёт к зубному богу, чтобы совершить очень простую, совсем не стоматологическую процедуру - прибить монетку к ветке, которой под денежками уже совсем не видно. Если эта процедура не помогает, то тогда отправляются к дантисту.

У бога зубной боли. Непал. Г. Катманду. Автор А. Понкратов.Вокруг храма Вайшья Део, на прилегающих к площади улицах, расположились многочисленные стоматологические салоны. В витринах - визитные карточки, выдранные с корнем зубы, это лучшая рекомендация и реклама для заведения. Зубы выглядят вполне здоровыми, крепкими. Их, видимо, перед тем, как выставить на обозрение, приводят в порядок, чистят, красят, заделывают дырки. Скажете - непальцы тёмные, у них хоть и 11-летнее образование, как у нас, но лишь немногие доучиваются до 4 класса- вот и верят в зубных богов. Но, опять-таки, если бы боги не помогали, то им бы и не поклонялся никто. Непальско - индуистские божества отвечают за тот или иной день недели. Суббота - день Кали и Вишну, понедельник закреплен за Шивой, вторник - за Ганешем. Четвергом правит богиня Бангаламуки. Это женское божество. Ей кровавые жертвы не подносят и монетки для неё не прибивают, а подносят только цветы, фрукты, орехи, свечи, благовония и наборчики, состоящие из красных, пластмассовых браслетика, расчески и пудреницы с красным порошком, чтобы наносить на лоб тику.

Патан. Лалитпур. Храм Бангаламуки. Непал. Автор А. Понкратов.Всё, что нужно для подношения, покупается на входе в храм и укладывается в корзиночку. Её, желательно, вернуть продавцу. В храме особенно людно по четвергам, но и в остальные дни народу хватает. Здесь всегда ошиваются гадальщики по руке и предсказатели судеб. В храм стоят две очереди, можно смело присоединяться к любой, они одинаковы. Даже если ты не индуист, а обычный фанат религиозного туризма, в храм тебя пустят без проблем. Чего же хотят от Бангаламуки верующие индуисты-непальцы? Если у вас есть вторая половина, и вы не хотите, чтобы она смотрела по сторонам, искала себе нового партнера, то вам к Бангаламуки - в любую из очередей. Если хотите жениться или выйти замуж, то тоже в очередь, если партнер загулял - милости просим. Внутри храма толчётся народ. Людей и свечей много, поэтому жарко. Пара служителей помогают разобраться с подношениями: чего-куда класть и ставить.

Патан-Лалитпур. Непал. Автор А. Понкратов.Храм богини Бангаламуки стоит в Патане. Это соседний с Катманду город. От Катманду его отделяет река Багмати, грязная, мелкая и зловонная, заросшая мусорными кучами, на которых пасутся священные коровы, такие же зачуханные. Патан - второй по крупности населенный пункт Непала. Раньше он был настолько красив, что его называли Лалитпур, что значит «Город красоты». Вся эта красота сейчас находится в старом городе, в центре Патана. Когда основали Лалитпур, история умалчивает. По легендам его посещал Будда Шакьямуни. Расцвет Патана пришёлся на XVI—XVIII века. Он был центром художников, архитекторов, ювелиров, ремесленников, создавших утонченные образцы искусства. Потом Лалитпур захирел. Нам же в наследство от тех времен достались великолепные храмы, пагоды, изысканные дворцы, украшенные резьбой дома. Мечта культурного туриста. Как ни странно место подходит и для религиозного туризма.

Патан. Холм Хатибан. Народность рай. Святилище. Шаман. Непал. Автор А. Понкратов.Два раза в год (май и ноябрь) в долине Катманду собирают урожай, столько же раз на окраине Патана-Лалитпура отмечается важный праздник. Шумные компании съезжаются с песнями к холму Хатибан. На нем сразу четыре родственных народа - рай, сунвар, лимбу и кирати - чествуют местное божество по имени Кундебота. У каждого народа - свои святилища, где разворачиваются ритуальные действия. Рай пляшут вокруг помоста с крышей и танцем славят Кундеботу, бога предков и земли. Движения в танце напоминают движения сборщиков урожая. Танцоры двигаются по кругу, нагибаются и делают вид, что срезают серпом пук поспевшего урожая. В центре шаман с помощниками разводят костёр. Шаман благословляет всех, кто к нему подходит. Он лепит на лоб несколько зерен риса и мочит тебе голову водичкой, в которой плавают какие-то листочки.

Патан. Холм Хатибан. Народность сунвар. Святилище Кундеботы. Непал. Автор А. Понкратов.В двух шагах от рай проходит церемония сунвар. У них свое святилище. Они тоже пляшут вокруг него с барабанами, бубнами и литаврами. Верующие преподносят Кундеботе много благовоний и красных цветов. Святилище представляет собой небольшое пространство за оградкой. Внутри много трезубцев. Это символ и оружие Кундеботы, которым он разит своих врагов. Не успел заметить кто, но кто-то пребольно в толкучке прижёг мне руку тремя благовонными палками. Случайно, конечно, а может и нет. След остался как будто от удара маленьким трезубцем. В само святилище сунвар, за ограду, имеет право заходить только старушка жрица, похожая на огромную ящерицу и её молодой помощник. Сунвар считают себя буддистами, но в их религии много от анимизма. Они поклоняются силам природы. У них сильно развит культ предков.

Патан. Святилище кирати и лимбу. Непал. Автор А. Понкратов.Примерно такие же песни и пляски у лимбу и кирати. Все четыре народа - родственны друг другу, все четыре - из нацменьшинств, все четыре пляшут, ибо если не плясать, то урожая не будет. Мы - вам, вы - нам.

 Ponkrat 67
Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!
Написать мнение к статье.

Читайте также:

  • Have a rest to Everest
    У нас Непал ассоциируется с самыми высокими горами планеты. Высочайшая из них Эверест или Джомолунгма. Покорить его мечтают многие. Реализовывать это желание берутся соответствующие фирмы. Цена восхождения - несколько десятков тысяч долларов.
  • Будданатх, Сваямбунатх, Пашупатинатх
    «Мы не гуляли по вселенной с песней вдоль и поперёк, но можешь смело сказать наперёд - нет места лучше и в раю, чем родное Катманду». Группа «Крематорий».
  • Не прикасаться
    Однажды мы решили поехать в Непал, чтобы привезти оттуда материал о касте неприкасаемых. Информация собиралась дома, по крупицам, с разных сайтов, из разных книг, к сожалению, не совсем свежих. Ну, уж какие были. Информация ценнейшая, как казалось перед поездкой…
  • В Намче базарить
    Слово «шерп» синоним отваги, героизма и выносливости. У дипломатов «шерпом» называют специалиста, который готовит почву для переговоров (выполняет самую тяжелую работу). Шерпов приглашали штурмовать вершины Швейцарии, Австрии, Франции, Японии. Без их усилий Эверест так и остался бы не покоренным.
  • Только раз в году
    Индийские боги узнают о рождении нового Будды за 1000 лет до его появления на свет. Они летят в небесную страну Тушита и спрашивают, готов ли Будда принять на себя земное тело и труд по спасению человечества. Будда Шакьямуни оказался готовым. Он родился в 6 в. до н.э. в месте, которое сейчас называется Лумбини.